logo
История театра - Лекции

Значение античного театра и античной культуры

Две с половиной тысячи лет отделяют наше время от века величайшего подъема античной культуры в целом и античного театра в частности. За такой срок очень многие явления исторической жизни начисто исчезают из памяти человечества. А если что и сохраняется, то уже мало что говорит уму и сердцу современного человека.

Об античной культуре этого сказать нельзя. Многие произведения античных авторов живут и сейчас продолжают оказывать на нас в ряде случаев не менее сильное впечатление, чем произведения наших современников. Это значит, что античная культура, античный театр и драматургия заняли свое определенное место в нашей действительности.

Сосредоточивая внимание на коренных вопросах человеческого бытия, достигая огромных художественных обобщений в изображении своих героев, античные драматурга сохраняли верность жизненной правде. То, что сюжеты для своих произведений они черпали не из окружающей обстановки, а из древних сказаний, не отодвинуло их от реальной жизни, но лишь как бы приподняло над ней, способствовало превращению их произведений в достояние всех эпох.

Разумеется, не всё в античном наследии обладает одинаковой ценностью. Большие проблемы, поднятые в великих греческих трагедиях, и сегодня вызывают восхищение и большие раздумья над судьбами героев, над мотивами их поступков.

Постепенный распад полисной формы государственного строя сказывается на драматургии и театре: утрачивается интерес к большим проблемам.

По отношению к культуре последующих столетий Рим выступает, скорее, в роли посредника, чем творца. Вклад в мировую культуру, внесенный эллинистической и римской драматургией и театром много скромнее того, какой внесли в нее драматургия и театр классического времени.

Произведения античных драматургов постоянно ставятся на сценах современных театров, в драматургии же нашего времени существуют целые направления, ориентирующиеся на античное наследство. Большие моральные и философские проблемы, поднимавшиеся на сцене античного театра, остаются столь же для нас актуальными, как и для людей древности.

Важно отметить, что греческий алфавит послужил основой для славянских языков, а латинский – для всех европейских языков. Этим, в частности, и объясняется тот факт, что западноевропейские драматурги последующих эпох обращались к сюжетам римских авторов, а не греческих.

«Счастливы греки и римляне перед всеми древними европейскими народами. Ибо хоть их владения разрушились и языки из общенародного употребления вышли, однако из самых развалин сквозь дым, сквозь звуки в отдаленных веках слышен громкий голос писателей, проповедующих дела своих героев, вниманием и покровительством ободренные в том, чтобы превозносить их вместе с отечеством. Позднейшие потомки, великой древностью и расстоянием мест отделённые, внимают им с таким же движением сердца, как бы то их современные одноземцы…» (М.В. Ломоносов).

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Исторические границы эпохи средних веков – с V в. н.э. до первой половины XVII века. (до первых буржуазных революций).

По разным сведениям, эпоха средневековья делится на два, либо на три периода:

раннее средневековье (VXI вв.) – позднее средневековье (XIIXVI вв.)

или

ранее средневековье (VX вв.) – период расцвета средневековой культуры (XIXV вв.) – позднее средневековье (конец XV – начало XVII вв.)

Объясняется это различие тем, что явления художественной культуры развивались крайне неравномерно, и для понимания эстетических устремлений в соответствии с моральными и другими нормами, в которых закреплена общественная точка зрения, более дробное деление эпохи целесообразно при изучении изобразительного искусства и архитектуры. Что касается истории бытования театра в средние века, то театроведы предпочитают рассматривать ее в двух периодах – раннего и позднего средневековья