Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
Художественная одаренность Софокла проявилась уже в раннем возрасте: в 16 лет он руководил хором юношей, прославлявших саламинскую победу. В молодости сам участвовал в своих трагедиях и пользовался большим успехом. Позже из-за слабости голоса вынужден был отказаться от выступлений.
Его драматургическая деятельность сопровождалась неизменным успехом: за всю жизнь он ни разу не получил третьего места, занимая только первое и лишь иногда второе. В 468 г. до н.э. он одержал свою первую победу над Эсхилом.
Софокл написал более 120 пьес, до нас дошло 7.
В его трагедиях, в отличие от трагедий Эсхила, действуют не Герои и Боги, а люди, хотя и несколько приподнятые по своему положению (это царствующие особы). Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.
Основное внимание в его трагедиях уделяется человеку, его духовному миру. Конечно, на судьбы героев влияют Боги, если даже в действии не участвуют. Они так же могущественны, как и у Эсхила, и могут сокрушить человека в прах. Но Софокл прежде всего рисует борьбу человека за осуществление своих целей, показывает страдания, выпадающие на его долю. Герои Софокла, сражаясь за свой идеал, не знают колебаний. Эта борьба иногда кончается гибелью, иногда ввергает героев в величайшие страдания. Но отказаться от нее они не могут, потому что видят в ней выполнение своего гражданского долга.
Софокл ввел третьего актера (тритагониста), благодаря чему действие стало еще более живым. На сцене теперь могли одновременно выступать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа. Это увеличило диалогические части трагедии, а партии хора уменьшились. Но хор продолжает играть существенную роль в трагедии.
С именем Софокла связано и введение декорационной живописи.
Интерес к переживаниям отдельной личности заставил Софокла отказаться от создания целостных трилогий, где прослеживалась судьба героя и всего рода. Он представлял на состязания три трагедии, но каждая из них была совершенно самостоятельным произведением. Наиболее известны трагедии на мифы из фиванского цикла – это «Антигона», «Эдип-царь», «Эдип в Колоне». В основе этих трагедий лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся по воле рока на его род.
Трагедии Софокла были художественными отображениями гражданских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее расцвета. Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, беззаветное служение родине, приверженность к отечественной религии, благородство побуждений и чувств людей, сильных духом, их цельность и простота.
Основные проблемы трагедий Софокла – проблемы, связанные с властью; проблема моральной ответственности; политические и философские проблемы.
Для трагедий Софокла характерны так называемые перипетии, то есть перемена происходящего на противоположное (наиболее ярко это прослеживается в трагедии «Эдип-царь»). В этой трагедии угадывается вопрос: должен ли человек пассивно покоряться своей участи на том основании, что это предначертание рока? Или человек до конца должен следовать своему моральному долгу? Софокл отвечает на эти вопросы так: человек, совершивший преступление не по злой воле, а по предначертанию рока, и сделавший все от него зависящее, чтобы избежать этого предначертания, не может считаться преступником.
Трагедия «Эдип-царь» начинается с того, что в доселе благополучный город Фивы вдруг приходят страшные болезни. Виновником считают человека, совершившего страшное преступление. Эдип требует найти виновника и наказать. Слепой провидец Тересий называет виновником Эдипа, преступление которого состоит в том, что очень давно он убил своего отца и женился на своей матери (таково было предначертание Богов при рождении Эдипа). Эдип не может поверить Тиресию: когда он узнал, что ему предначертана такая судьба, он ушел от родителей (правда, он не знал, что это были его приемные родители). Сопоставляя события и факты своей жизни, Эдип постепенно убеждается, что обвинение Тересия справедливо. На семью Эдипа обрушивается позор. Не перенеся позора, Иокаста, жена-мать Эдипа, кончает самоубийством. А сам Эдип наказывает себя тем, что выкалывает себе глаза и отправляет себя в изгнание. Дочь его Антигона сопровождает его в этом странствии.
После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный Богами Эдип чудесным образом умирает (его поглощает земля) в пригороде Афин – Колоне, и могила страдальца становится оплотом афинской земли. Об это говорится в трагедии «Эдип в Колоне».
В третьей трагедии – «Антигоне» – говорится о братоубийственной распри из-за власти ее братьев Этеокла и Полиника, об одновременной их смерти в кровавом поединке и о погребении тела Полиника Антигоной вопреки запрету нового фиванского царя Креонта.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр