Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
О личности Шекспира сохранились очень скудные сведения. Отдельные даты и факты его биографии восстановлены по отрывочным свидетельствам, косвенным данным. Почему? Теперь Шекспир признан одним из величайших писателей мира. Он – гордость человечества. Но в глазах современников Шекспир не был значительной величиной, его не считали великим. Свои произведения он писал для общедоступного народного театра. А театр считался развлечением сравнительно низкого рода. Достаточно сказать, что в пределах Лондона городские власти не разрешали строить театры и давать публичные представления. Они видели в театрах источник разложения нравов. Театры строились за городской чертой.
Хотя актеров жаловали при дворе и приглашали туда давать представления, зрители не интересовались, кто сочинил ту или иную пьесу. Первые издания Шекспира были анонимными (так было принято). Автор продавал свою пьесу театру, и она становилась собственностью театра. Как правило, театральная труппа пьес своего репертуара не продавала издателям, чтобы их не ставили театры-конкуренты. Но издатели добывали популярные пьесы «пиратским» путем, иногда просто выкрадывали, а порой подсылали в театр на спектакль своих стенографов записать текст пьесы. Поэтому в печати выходили пьесы с большим количеством ошибок в тексте пьесы, с искажениями фамилии автора.
Классиком Шекспира признали лишь в XVIII веке благодаря немецким просветителям. Не удивительно, что никому из его современников не пришло в голову собрать сведения о нем и написать его биографию. К тому же жанр биографий деятелей культуры начал развиваться спустя четверть века после смерти Шекспира (в конце XVII в.), а до этого существовали жизнеописания только царственных особ. При жизни Шекспира и после его смерти биографические данные о нем оставались почти неизвестными. Нет ничего удивительного в том, что время от времени возникают гипотезы, отвергающие авторство Шекспира. Недобросовестные исследователи пытаются доказывать, что все творчество Шекспира – это миф, что авторами великих трагедий являются иные люди – аристократы с университетским образованием и т.д. и т.п.
Сомнения в авторстве Шекспира зародились давно. Начиная с 60-70гг. XIX в., в шекспироведении возникало множество гипотез, которые сводились к тому, что шекспировские пьесы написаны не актером Шекспиром, а человеком, который обладал более широким систематическим образованием. Первая гипотеза принадлежит Делии Бэкон, которая высказала предположение, что в то время существовал кружок, во главе которого стоял великий философ Фрэнсис Бэкон, а в кружке участвовал Уолтер Ролей, знаменитый моряк, историк и поэт, друг Марло. Под их коллективным руководством в кружке писались пьесы, которые поступали в театр через посредство Шекспира и им подписанные. Однако тщательная проверка показала, что факты противоречат гипотезе Делии Бэкон.
Но гипотезы не перестали появляться. В 20-30 гг. ХХ в. появились новые, которые приписывали авторство шекспировских пьес образованным представителям английской придворной аристократии: то лорду Рэтланду, то лорду Окфорду, то лорду Дерби. Эти же «гипотезы» вновь появились в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в. Ни одна из них признания не получила. Наука остается при тех фактах, которые никем не опровергнуты. Пьесы Шекспира написаны Шекспиром.
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-на-Эйвоне, маленьком городке, окруженном лесами. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным торговцем и ремесленником, занимался выделкой кож, впоследствии – фермером. Мать, Мэри Арден, происходила из обедневшей дворянской семьи. Семи лет Уильям был отдан в местную грамматическую школу, где учеников знакомили с основами риторики, логики, латыни, греческого языка, с античной литературой и мифологией. Школа елизаветинских времен предлагала учащемуся столько знаний о литературе, сколько можно было предложить в то время начинающему литератору. На первом году обучения латынь изучалась как иностранный язык, а со второго года обучения все преподавание велось на латыни. А знание латыни – ключ не только к античным источникам, но и ко всем европейским языкам. Университеты мало что могли к этому добавить, так как в их задачу входило обучение молодых людей богословию, медицине и юриспруденции. Поэтому нельзя считать «чудом», что при отсутствии у Шекспира «университетского диплома» он создал гениальные пьесы. А именно это инкриминируется ему. Но будущему драматургу «грамматическая школа в Стрэтфорде могла дать всё, что требовалось. Чудо заключается в чем угодно, только не в этом, – это старое как мир чудо гениальности». (Так пишет об образовании Шекспира американский шекспировед С. Шенбаум, обстоятельно и научно объективно излагая документальные свидетельства, собранные в течение нескольких веков. – С. Шенбаум. Шекспир. Краткая документальная биография. – М.: «Прогресс», 1985, с. 110,111.).
Творения греческих и римских писателей стали с тех пор любимыми книгами Шекспира, источниками сюжетов и образов его будущих пьес и поэтических произведений.
Одним из источников была итальянская новелла. В Англии ее хорошо знали по переводам, а Шекспир, вероятно, мог читать ее и в оригинале, потому что он изучал итальянский язык по самоучителю Флорио. Новелла имела не только ценность сюжетной сокровищницы. Он была проводником гуманистической идеологии для читателей, которые жили вне Италии. Заимствуя в новеллах сюжеты, Шекспир, как и другие английские драматурги, черпал в них и идейное содержание.
Другим источником творчества Шекспира был греческий историк Плутарх, оставивший нам биографии греческих и римских деятелей. У Плутарха Шекспир находил биографии тех людей, которых он выводил в своих пьесах: Кориолана, Антония, Цезаря и их окружение и др. Но у Шекспира эти герои обретали плоть и кровь и начинали жить подлинной реальной жизнью.
Следующим весьма значительным источником была английская хроника Голинштэда, в которой рассказывалась история английских королей, крупных и мелких персонажей английской истории, начиная от легендарных времен вплоть до событий второй половины XVI века. Голинштэд тоже любил останавливаться на биографических подробностях исторических героев. Шекспир перевоплощал эти бледные тени в такие фигуры, как Ричард II и его соперник Болинброк, Генрих V, Генрих VI, Ричард III… Хроника из сухого документа превращалась летопись человеческой жизни и человеческих деяний.
Еще одним источником была английская драматургия, созданная до Шекспира. Эти пьесы снабжали его сюжетами, подсказывали композицию. Так возникли «Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Король Джон», «Генрих V», «Гамлет», «Король Лир».
Важным источником его поэзии были также впечатления детских и юношеских лет, оставленные замечательной природой родного Стрэтфорда и его окрестностей, поэтическими легендами и балладами об историческом прошлом Англии. Здесь он слышал живую народную речь, наблюдал быт и нравы английской провинции.
С 16 лет юноше пришлось зарабатывать деньги самому, так как материальное положение семьи ухудшилось. В 18 лет он женился и выделился из семьи отца. Но жизнь в Стрэтфорде его не удовлетворяла. И в 1587 или 1588 г. он покинул Стрэтфорд. Возможно, он присоединился к одной из странствующих трупп актеров. По другой версии он в Лондоне сначала присматривал за лошадьми джентльменов, приезжавших на театральные представления, а потом стал актером.
Так или иначе, но известно, что он поступил в конце 80-х гг. в труппу лорда Стрэнджа, которая играла в Лондоне, и вскоре на столичной сцене были поставлены его первые драматические опыты (драматические хроники «Генрих VI» части 2,3,1; комедии – «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца»). В это же время он написал две поэмы («Венера и Адонис» и «Лукреция»).
С 1594 г. Шекспир вступил в труппу, руководимую Ричардом Бербеджем (в театре «Глобус»). Он играл небольшие роли (тень отца Гамлета, слугу Адама в комедии «Как вам это понравится»). Но важное место, которое он занимал в труппе, определялось не актерской его деятельностью, а драматургической. Он был основным драматургом труппы театра «Глобус». В этот же период Шекспир пишет много сонетов. Но ни сонеты, ни пьесы Шекспир не печатал: пьесы предназначались для театра, а сонеты – для тех, кому они посвящались. И если они оказывались напечатанными, то это происходило помимо, а то и против воли Шекспира.
Шекспир нашел покровительство у графа Саутгемптона. Поэт и юный граф сдружились. Шекспир был вхож во дворец графа и мог наблюдать нравы «высшего» лондонского общества. Графу Шекспир посвятил свои поэмы и целый ряд сонетов. Ему открывался путь славы и успеха: он мог стать модным поэтом, создающим произведения для избранных, получать от них богатые подарки. Но его влек к себе театр. Он желал писать для театра. Этот путь не сулил ни богатства, ни признания у вельмож. Но именно на этом пути и развернулся во всю ширь талант Шекспира.
Шекспир написал две поэмы, 154 сонета и 37 пьес. Всё это дошло до нас. Пьесы Шекспира украшают репертуар многих театров мира.
Творчество Шекспира можно разделить на три периода.
Первый период (1590 – 1600) называют оптимистическим.
После победы над «Непобедимой Армадой» страна еще не вполне успокоилась от того огромного напряжения, которое помогло ей одолеть опасность, и переживала жизнерадостный подъем, сопровождающий большую победу. Царил оптимизм, притуплялись общественные противоречия и политическая борьба. На фоне эти настроений и отражая их, развертывалось творчество Шекспира в атмосфере народного оптимизма. Но чтобы эти настроения претворялись в художественные образы, нужно было, чтобы эти настроения проходили через какую-то уже сложившуюся идеологию, хорошо воспринятую художником. Такой идеологией был гуманизм, который владел умами передовых людей английского общества. Он пришел в Англию из Италии и уже давно (со времен Генриха VIII) оказывал влияние на драматургию. Теперь гуманизм в Англии был на новом этапе.
Для Шекспира гуманизм, воспринимавшийся на фоне общественного покоя и крепкой уверенности в завтрашнем дне, давал великолепные творческие импульсы. Шекспир полон мечты и надежд. В нем сильна вера в природную доброту человека, доверие к свободному развитию личности; он живет надеждой на скорое торжество всеобщей гармонии. Таково его мировоззрение в этот период.
Он пишет исторические хроники, комедии, сонеты, одну драму, две трагедии. Хроники составляют целую серию, охватывающую события от начала XIII до конца XV века, от короля Джона Безземельного до воцарения Генриха VII Тюдора (1485). В хрониках Шекспир показывает все противообщественные и противонародные тенденции, которые сталкивались между собой, принося вред развитию государства и беды народу. Он показывает, как эти усобицы действуют на человеческую природу. А шекспировские характеристики королей дают определенное представление о его решении проблемы королевской власти.
Исторические хроники: «Генрих VI» ч. 2,3,1; «Ричард III», «Ричард II», «Король Джон», «Генрих IV» ч. 1,2; «Генрих V».
Комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Тщетные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шуму из ничего», «Как вам это понравится», «Виндзорские кумушки», «Двенадцатая ночь».
Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».
Драма – «Венецианский купец».
Сонеты.
Сонет как устойчивая лирическая стихотворная форма из 14 строк с определенным порядком рифмовки зародился в Италии в XIII веке. Он стал излюбленной формой лирической поэзии великих поэтов Возрождения и получил общеевропейское распространение.
Цикл сонетов Шекспира состоит из 154 стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1609 г. Но известны они были с 1598 г.: один из современников поэта писал о «сладостных сонетах Шекспира, известных кругу его друзей». Они создавались на протяжении целого ряда лет и отразили серьёзные изменения, происходившие в мировоззрении и творчестве поэта. Попытки исследователей творчества Шекспира по сонетам реставрировать факты биографии поэта не дали результатов. Ясно только, что большинство их посвящено другу (графу) и некой смуглянке.
В сонетах Шекспир воспевает дружбу, красоту и радость счастливой любви и муки любви отвергнутой. Однако, отвергнутая любовь не делает человека мстительным, в нем живет благородство души. В сонетах нашли выражение глубокие философские вопросы – что есть Прекрасное, в чем смысл жизни, смысл творчества художника, что есть Время для человека и т.п.
Комедии Шекспира имеют свои особенности: они полны радости, смеха, веселья, поэтической любви, – это праздник личности Возрождения, свободной и прекрасной. В них совершенно отсутствует сатирический элемент. Шекспир никого не высмеивает. Его комедии могут содержать грубоватый юмор (от фарса), но сатиры в них нет. Комедии открывают и прославляют красоту земли и человека, красоту его души. Образы Шекспира многогранны и ярки. Место действия – чаще всего Италия, Франция, иногда Испания, но по существу это всегда «веселая Англия» (merry England), родина весельчаков-простолюдинов. В комедиях люди не только веселятся, они спорят, влюбляются, философствуют, негодуют, воюют с врагами. Здесь возвышенно-романтические чувства соседствуют с насмешливым здравомыслием, буффонада – с драматическими событиями, фантазия – с реалистической достоверностью.
Источниками комедий послужили – античная комедия, средневековый фарс, традиции народных празднеств, английский фольклор. Так, сюжет «Комедии ошибок» заимствован у Плавта и основан на путанице близнецов. У Шекспира – две пары близнецов: два господина – близнецы и их слуги близнецы. Но одна пара – Антифол и его слуга Дромио – из Сиракуз, а другая пара – тоже Антифол и его слуга тоже Дромио – из Эфеса. Понятно, что это давало возможность невероятных путаниц, когда путают не только господ или слуг, но когда сам господин путает своего слугу со слугой своего двойника.
В комедии «Укрощение строптивой» можно увидеть соединение «ученой» комедии (линия Люченцо и Бьянки) и народного фарса (линия Катарины и Петруччо). У господ имена итальянские, а у слуг – английские.
«Два веронца» – романтическая комедия, фарсовые сцены здесь на втором плане. В центре – романтика высоких чувств, странствий, приключений.
«Сон в летнюю ночь» – поэтическая пьеса, основанная на образах мифологии и фольклора.
В основе комедии «Двенадцатая ночь» народные обычаи – розыгрыши, которые можно было устраивать в течение двенадцати дней и ночей от Рождества Христова.
А комедия «Много шуму из ничего» – о тайных доносах, способных убить человека.
Кроме комедий, Шекспир в этот период творчества пишет исторические хроники, трагедии. Чем вызван интерес к истории? Обращение к прошлому важно для мыслителей Возрождения, так как позволяло по нему судить о настоящем и мерить им будущее. Историческая драма была популярна.
В хрониках центральное место занимает конфликт королевской власти с феодальными баронами, которые хотят сохранить свои права на власть.
Политический идеал Шекспира заключался в том, что он приветствовал целостное государство, управляемое мудрым, народолюбивым королем. Личность монарха постоянно занимает Шекспира. По его мнению, идеальный король тот, кто сочетает государственный ум и волю с моральным совершенством. Он ищет в английской истории такого короля – и не находит.
Первые хроники Шекспира – о Генрихе VI и Ричарде III – отразили события феодальной войны Алой и Белой Розы (1455-1485). Драматург изображает трагедию народных бедствий, раздоров, мятежей, охвативших Англию. Самые тяжкие страдания выпадают на долю народных масс. Доведенные до отчаяния голодом и нуждой, крестьяне восстают. Ими предводительствует Джек Кед. Он обещает народу, что «изменит все порядки», что «всё в королевстве будет общим», «денег тогда вовсе не будет». Народное восстание представлено, как бессмысленный бунт, приводящий к новым кровавым жертвам. Сам Джек Кед – обманщик, подкупленный одной из феодальных партий. Поэтому положение народа, поверившего ему, еще трагичнее. Шекспир не верит в способность народных масс распоряжаться своей судьбой. Но, провозглашая необходимость государственного единства, хроники Шекспира объективно выразили интересы народа, тяжко страдавшего от феодальных распрей.
Монархи, изображенные в первых хрониках, не отвечают идеалу Шекспира. Генрих VI добр, человечен, но слабоволен, не способен справиться с феодальным своеволием.
Его убийца герцог Глостер, будущий Ричард III, – человек стальной воли и огромного ума. Но он рожден уродом, хромым горбуном. И один способ вознаградить себя за неполноценность для него, утвердить себя как личность – это захват престола. Ему неведомы сомнения, муки совести. Он обладает даром подчинять людей своей воле. Он испытывает наслаждение, играя судьбами людей.
Рисуя эту сильную личность, Шекспир, в отличие от Марло, мерит достоинство человека не силой личности, а тем, на что эта сила направлена. Поэтому нет ему прощения. И когда Ричард уже на троне, к нему приходит страх – первая расплата за преступления. И гибель его неотвратима: против него поднято восстание, возглавляемое Ричмондом, будущим Генрихом VII.
Через все хроники проходит мысль Шекспира о том, что благосостояние государства не может покоиться на крови, через преступления нельзя прийти к общественному благу. Высокая цель – интересы английского государства – должна отстаиваться с помощью нравственно безупречных средств.
Трагедия «Юлий Цезарь» тоже говорит о власти, о монархе. Но и в античной истории своего идеала Шекспир не находит.
Трагедия «Ромео и Джульетта» стоит особняком. В ней нет гнетущей безысходности. И хотя «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», всё же на могиле погибших влюбленных происходит примирение враждовавших семейств, – в этом оптимизм трагедии.
Однако, на рубеже XVI – XVII вв. Шекспир всё острее ощущает противоречия жизни, во многом он разочаровывается. В стране происходит смена монарха после смерти Елизаветы. Ее наследником был сын Марии Стюарт шотландский король Яков VI. В Шотландии царил совсем другой политический уклад: там не было гражданской войны, которая в Англии привела к уничтожению верхушки старого феодального дворянства. Шотландские феодалы окружали короля и были опорой его власти. Существовало опасение, что произойдет поворот на старые феодальные пути. Эту тревогу разделяли все гуманисты, в том числе и Шекспир.
В мировоззрении Шекспира и всего английского гуманизма наступает трагический перелом. Корни его – в противоречивости исторического процесса, породившего гуманистические иллюзии, а затем в ходе своего развития беспощадно опровергшего их.
Ярче всего умонастроение этого периода выражено в сонете № 66 (здесь приводится два перевода этого сонета). Шекспир утрачивает веру в светлые идеалы Возрождения, разочаровывается в любви и дружбе, испытав два предательства – и любимой женщины и любимого друга.
Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
Как гибнет в нищете достойный муж,
А негодяй живет в красе и холе;
Как топчется доверье чистых душ,
Как целомудрию грозят позором,
Как почести мерзавцам воздают,
Как сила никнет перед наглым взором,
Как всюду в жизни торжествует плут,
Как над искусством произвол глумится,
Как правит недомыслие умом,
Как в лапах зла мучительно томится
Все то, что называется добром.
Когда б не ты, любовь моя, давно бы
Искал я отдыха под сенью гроба.
(Перевод О.В. Румера)
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня.
Да другу трудно будет без меня.
(Перевод Б. Пастернака)
Каждый перевод интересен, в каждом звучит боль о том, как трагически несовершенен мир, как попраны все гуманистические идеалы недавнего прошлого, насколько бессилен человек, чтобы изменить мир. Глубокая скорбь о трагическом несоответствии идеала и действительности усугублялась и потерями в личной жизни: изменой в любви, смертью сына.
В творчестве Шекспира наступает новый период – трагический (1601 – 1608). В этот период Шекспир создает свои великие трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», «Перикл».
К этому же периоду относятся две комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», а также сонеты, в которых звучат философские мотивы – тема Времени, не подвластного человеку, тема Красоты и Прекрасного и др.
По мнению известного театроведа профессора Г.Н. Бояджиева, три трагедии – «Гамлет», «Отелло» и «Король Лир» – можно представить в виде «трилогии». В самом деле, «Гамлет» – это трагедия сознания, «Отелло» – трагедия сердца, а «Король Лир» – трагедия духа. Сознание (то есть, разум человека), его сердце и его дух – это и есть составляющие Личности Человека. Вот почему справедливо называть эти трагедии «трилогией».
Трагедии этого периода заметно отличаются от трагедий первого периода творчества: они несут в себе глубокую философию автора, его раздумья о смысле жизни, о несовершенстве мира, в котором порок господствует, о невозможности этому противостоять.
Однако тяжелые восемь лет жизни проходят. Шекспир понимает, что этот мир не может быть изменён искусством, оно бессильно. Но веру в благотворную роль театра он еще не утрачивает.
Наступает третий период творчества – романтический (1609-1613).
Шекспир пишет пьесы фантастико-романтического и философского характера. Это – «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», хроника «Генрих VIII». Эти пьесы – уход от действительности в мир нереальный, сказочный, фантастический. Но эта иллюзорность мира осмыслена Шекспиром философски. Он теперь понимает, что обрести гармонию человек может только в мире иллюзии.
Этот период знаменит еще тем, что появляются опубликованные сонеты.
Больше ничего для театра, кроме названных выше пьес, Шекспир не пишет: то ли он разочаровался в возможности влияния театра на души людей, то ли исчерпал себя.
Но еще одно событие, по-видимому, повлияло на Шекспира: в 1613 году сгорело здание театра «Глобус». Причиной пожара было использование в спектакле трюка с выстрелом пушечного ядра. Ядро упало на крышу галереи и вызвало пожар. Здание театра не стали восстанавливать.
Правительство пуритан, вскоре пришедшее к власти, недовольное театром как рассадником безнравственности, свободомыслия, вообще уничтожило все английские театры в середине XVII века. И почти на полстолетия прервалось развитие английского театра.
Шекспир в 1613 г. возвращается в родной Стрэтфорд. Его лира замолкла. Больше он ничего не писал для театра. А в день своего рождения, 23 апреля 1616 г. Шекспира не стало. Он умер 52 лет от роду там же, где родился.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр