logo
История театра - Лекции

Английская драматургия и театр в XVI веке

В английском средневековом театре основными жанрами были не столько мистерии, сколько моралите, а также интерлюдии (это короткие сценки комического, а иногда и сатирического характера, остро высмеивавшие людские пороки. Так именовались в английском театре фарсы).

Это связано с тем, что в Англии рано начали развиваться города в силу относительной слабости английского феодализма.

Моралите – пьесы аллегорически-назидательного содержания, где, наряду с живыми персонажами, действовали условные фигуры, олицетворения отвлеченных пороков и добродетелей (Ложь, Добро, Жалость, Ревность, Надежда, Жадность и пр.). При этом моралите, включая в себя, помимо религиозных и аллегорических персонажей, исторических действующих лиц, разрасталось до размеров мистерии. А если в моралите сохранялся чисто религиозный сюжет, то в него вставлялись бытовые комические эпизоды, в которых звучали и сатирические мотивы.

Борьба против католичества при Генрихе VIII окончательно подорвала престиж религиозной драматургии. А при Елизавете мистерии были вообще запрещены.

Гуманист Джон Растелл в своей «Интерлюдии о природе четырех стихий» (1519) вместо традиционных фигур моралите вводит такие персонажи, как Жажда знания, Дама Природа, Опыт, которым противопоставлены дьявол Невежество, блудница Жажда удовольствий. Борьба завершается победой просвещения, торжеством науки над богословием и суеверием.

В иных случаях в моралите вводилась социальная тематика, что делало возможным постепенное формирование внутри драматургии жанра исторической хроники. Но наполнение аллегорических фигур, действующих в моралите, новым идейным и политическим содержанием не могло породить нового искусства. Схематизм и условность старых форм превращали исторические события в некую отвлеченную театральную игру.

Школьная драма тоже была популярна. Профессора и преподаватели университетов и колледжей сочиняли пьесы, в которых пытались подражать образцам античной трагедии. В этих пьесах играли студенты и школьники.

Но всё это были подступы к будущему развитию драматургии. Её стремительное развитие началось в 80-х годах XVI века и завершилось творчеством Шекспира. Предшественниками Шекспира были Роберт Грин, Кристофер Марло, Томас Кид и ряд других драматургов. Они – творцы новой драмы – сами были выходцами из демократической среды и стали независимыми профессиональными писателями, смелыми вольнодумцами, близкими по духу народной аудитории. Их называли «университетскими умами», потому что все они учились в университетах и были весьма образованными людьми.

И деятелями площадного театра стали люди высокой культуры.

«Буйным гением Возрождения» называют истинного родоначальника ренессансной драмы Кристофера Марло (1564-1593). Его трагедия «Тамерлан Великий» (1587-1588) представляет собой драматизированную биографию знаменитого восточного завоевателя конца XIV века. Марло придал ему силу и облик легендарного богатыря. Но он отступил от исторической правды, превратив Тамерлана из знатного феодала в «низкородного пастуха», который только силой своей воли, энергии и ума поднялся над законными правителями. В борьбе Тамерлана против «владык земли» Марло интересуют не реальные военные события прошедших веков, а величественный пример превосходства личного достоинства человека над высокородным происхождением. Победа Тамерлана – это торжество нового человека, вырвавшегося на широкий простор жизни, человека, осознавшего свою огромную силу, свой творческий гений. Но пафос утверждения сильной личности, по сути, сводится к эгоистическому самоутверждению, при котором человек оказывается свободным от законов морали. Поправ власть, Тамерлан сам становится деспотом, жаждет стать властелином мира, божьим бичом, устрашающим народы. Таким образом, Тамерлан утверждает право сильного подавлять слабого. Автор не осуждает своего героя, напротив, он возвеличивает его.

В «Трагической истории доктора Фауста» (1588) сила человеческой личности раскрывается в другом аспекте. Здесь герой жаждет знаний и радостей жизни. Продав свою душу Мефистофелю, он обретает знания, которые делают его всемогущим. Но в замыслах Фауста нет стремления познать противоречия нового времени (это станет главной чертой философских героев Шекспира).

Освобожденное сознание Фауста приводит его только к личному самоутверждению и не спасает от трагического одиночества и потери веры в свои силы. Драма завершается раскаянием Фауста. И, несмотря на традиционный финал средневекового сюжета (раскаяние за свой грех), Марло сумел выразить в духовном облике Фауста титаническую силу борьбы за свободу мысли.

Трагедия «Эдуард II» – последняя пьеса Марло. Она основана уже не на легендах, а на материале исторических хроник. Здесь герои обрисованы реалистичнее, и язык их более прост и сдержан.

Впоследствии этот жанр получит блистательное развитие у Шекспира.

Пьесы Томаса Кида (1557-1595) во многом сохранили традиции «кровавой драмы». И в «Испанской трагедии» (1587) и в «Гамлете» разрабатывается тема мести. Здесь отчетливо ощущается влияние Сенеки: изобилие жестокостей, кровавых эпизодов, смертей. Но это искупается большими достоинствами. Впервые четко и с огромным правдоподобием дана интрига. Пьесы отличаются композиционным мастерством, искусством показать развитие характера, вплетенное в действие. В его «Испанской трагедии» впервые появляется фигура драматического злодея.

Другой выдающийся современник Марло – Роберт Грин (1558-1592), создав несколько исторических пьес под влиянием Марло, достиг наибольшей оригинальности в своей героической комедии «Джордж Грин, векфильдский полевой сторож» (1592).

Предшественники Шекспира заложили основы нового типа ренессансной трагедии и комедии; с подмостков народной сцены прозвучали важные идейные, философские и моральные истины, был показан титанический герой, овеянный духом времени, мужественный, дерзкий человек нового склада. Но в этой ильной индивидуальности еще не было заинтересованности судьбой народа, не было связи между личным самоутверждением и осознанием ответственности перед обществом. Величие человека пока что утверждалось только как способность выйти из феодального или теологического подчинения. Такие идеи, как борьба за народную правду, за гуманистический идеал перед героями драм, написанных до Шекспира, еще не стояли.

Театр

До 70-х годов XVI в. постоянных общедоступных театров в Англии не было. Существовал придворный театр для короля, его семьи и приближенных. А для широкой публики – странствующие труппы актеров, которые останавливались в городах, поселках, иногда в замках вельмож, если их туда допускали.

Ведя бродячий образ жизни, актеры подпадали под суровые законы против бродяг, а значит, они могли быть брошены в тюрьму за бродяжничество. Чтобы этого избежать, актеры искали покровительство знатных особ, именами которых они называли свои труппы (в этих случаях их называли Слугами лорда … или графа…).

В 1576 г актером и театральным деятелем Джеймсом Бербеджем (а ранее – плотником) был построен театр в предместье Лондона, на южном берегу Темзы, за городской чертой. Он получил название «Глобус». Это место было захолустьем. Чтобы попасть в театр, люди должны были переправляться через Темзу на лодках.

Постепенно стали возникать и другие театральные здания, и в конце 90-х годов их было уже девять. Самый большой из них – «Глобус». Впоследствии актером, драматургом и пайщиком этого театра станет Шекспир.

«Глобус» был общедоступным театром, его зрителями были и простолюдины, в отличие от частных театров, которые были для избранной публики.