Истоки средневековой культуры
Культура средневековья представляет собой синтез античного наследия, христианства (выраженного в религиозном мировоззрении) и народной художественной культуры.
Ведущую роль играло христианство; оно проникло в Европу и постепенно широко распространилось на европейском континенте. Христианство пришло на смену язычеству античности. Это была глубокая ломка мировоззрения: в течение долгих десятилетий проходила смена религии – от многобожия к единому Богу, его учению, его заповедям. Это был долгий и сложный процесс, потому что он касался верования. Новую религию олицетворяла христианская церковь, которая весьма ревниво оберегала христианское учение и следование ему всех христиан в их повседневной жизни. Тех, кто противился христианскому учению, проявлял неверие, объявляли еретиками, и церковь их строго наказывала (нередко их сжигали на кострах заживо).
Христианство стало основой средневекового мировоззрения. Сущность христианского мировоззрения – это учение об историческом будущем человечества (историческое будущее перерастает в будущее космическое и возвращается к исходному мировому началу; в ходе этого движения происходит вселенская борьба Добра и Зла, победа Добра связана с окончательным торжеством на земле высшей и вечной божественной истины («царства божьего»).
Средние века считали мрачным временем в истории развития стран и народов, так как господство церкви подавляло всё земное, жизнерадостное; проповедовался аскетизм, отказ от земных радостей.
Но с другой стороны, в средние века сложились европейские языки, возникли новые государства, было изобретено книгопечатание, появились машины и механизмы, появились первые университеты, следовательно, развивалась наука.
Христианство отвергало античную художественную культуру, потому что в прекрасных греческих и римских статуях, храмах видело языческие символы, которые подлежали уничтожению. Но в христианстве, как и в античности, в центре – человек. Правда, теперь он – «раб Божий». Он должен трепетать от страха перед Страшным Судом, то есть, перед неотвратимостью наказания за грехи.
В основе средневековой философии лежало представление о дуализме мира (то есть, двойственности мира): земном и небесном; небесный считался главным. Точно так же, как мир делился на две части, так и в человеке существуют два начала – тело и душа. Душа первенствует над телом, поэтому проповедовался аскетизм, усмирение плоти, отказ от земных благ, земных радостей.
Господство религиозного сознания и предопределило особенности средневекового искусства. Оно служило религиозному культу, располагало к созерцанию, глубокому размышлению, к молитве. Оно проявляло огромный интерес к душе человека, но не отдельно взятого, а обобщенного, то есть, оно предавало не индивидуально неповторимое, а типическое. Поэтому самым распространенным жанром литературы были жития святых, образцом архитектуры – собор, храм, в живописи – икона, а вместо театральных зрелищ – литургическая драма, а затем – мистерия с персонажами из Священного Писания. Особенно сильно влияние церкви в период раннего средневековья.
Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь. Это был язык церкви, язык государственного делопроизводства, международного общения, язык науки, медицины, юриспруденции.
Христианская философия рассматривала искусство как «промысел божий».
На культуру средневековья оказала влияние античная система образования, которая включала в себя «семь свободных искусств» – грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию.
В школы средневековья принимали и крестьян и горожан. Школы были при монастырях. Из античной системы образования школа взяла на вооружение то, что требовала церковь. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика – как умение вести беседу. Астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Школьники должны были знать молитвы и основные события священной истории.
Еще одной составляющей средневековой культуры был фольклор и прикладное искусство варварских племен, их обычаи, особенности мировосприятия. Фольклор породил народную поэзию, сказки, героический эпос.
Художественное творчество варварских племен представлено в раннем средневековье предметами прикладного искусства: богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, орнаменты и др.
Таковы истоки средневековой культуры и искусства.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр