logo
История театра - Лекции

Античный театр древняя греция

У древних греков, как и у всех земледельческих народов, были свои обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами и, конечно, с почитанием Богов. Из них и родился театр – величайшая ценность мировой культуры.

Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества.

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией. В Греции жрецы не препятствовали изображению Богов в образе людей. Поэтому мифы – религиозные сказания – богаты жизненными мотивами.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и нравственные воззрения.

Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободно следить за тем, как эти мифы переработаны творческой фантазией драматурга. Роль трагических представлений в общественно-политическом и нравственном воспитании была огромна.

Первым афинским трагическим поэтом был Феспид. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Своего высшего выражения театральное искусство достигло в V веке до н.э. в творчестве трех великих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографов Аристофана (начало IV в. до н.э.) и Менандра (IV – начало III в. до н.э.).

Проведением торжеств в честь Диониса стали заведовать афинские государственные должностные лица.

Афинский государственный строй в V в. до н.э. был демократией, но демократией рабовладельческой. Это означает, что полноправными свободными гражданами были лица мужского пола. Женщины ни в одном греческом городе-государстве не пользовались политическими правами. Не пользовались политическими правами и рабы (как правило, иноплеменники). Демократическое правление означало свободу слова, все вопросы решались в народном собрании, перед законом все были равны.

Главой афинской демократии был Перикл. Его правление длилось 28 лет (с 457 по 429 г.г. до н.э.). Это время называют «золотым веком» Перикла.

В этот период Афины становятся центром всей Греции. Остальные города платили Афинам большие налоги, за счет которых полноправные афинские граждане получали вознаграждения за государственную службу, пособия на посещение театра; на эти же средства устраивались и сами праздники и т.д.

«Золотой век» Перикла знаменит и тем, что в этот период получили развитие научные знания в области астрономии, математики, физики, философии, расцвели искусства и, в частности, театр. В этот период была организована система обучения подрастающего поколения, которую составляли философия, риторика (искусство красноречия), литература, история, политика.

Театральными делами, в том числе и организацией театральных представлений, ведал высший представитель государственной администрации – архонт, которого ежегодно переизбирали.

Сами же театральные представления в Афинах вылились в форму театральных состязаний, традиционную для всех древнегреческих зрелищ. Это были состязания поэтов-драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров.

Проведение таких состязаний требовало и предварительной их подготовки и затраты довольно больших средств. Это была очень хлопотная работа. Но афинские граждане в «золотой век» Перикла охотно шли на большие материальные жертвы в пользу сограждан, зная, что таким путем можно завоевать популярность, а это открывало большие перспективы для активной политической деятельности.

При отборе пьес для состязаний учитывались литературные достоинства пьесы, а также и личные качества её автора.

Каждый автор должен был представить на состязания трилогию. Театральные представления проходили в течение целого дня и длились несколько дней. По окончании состязаний выборное из сведущих в театральном искусстве людей выносило решение о том, кому присуждено первое место, кому – второе, кому – третье. Третье место означало провал. Завоевавший же первое место щедро вознаграждался: размер этого вознаграждения был равноценен целому состоянию.