П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
(искусства простые, воспринимаются зрением,
художественный образ в пространстве статичен)
Архитектура Изобразительное искусство
живопись скульптура графика художественная
фотография
В р е м е н н ы е и с к у с с т в а
(искусства простые, воспринимаются преимущественно слухом,
художественный образ динамичен, развивается во времени)
М у з ы к а Л и т е р а т у р а
эпос лирика драма (род)
эпопея ода трагедия
поэма гимн комедия
роман дифирамб драма (жанр)
повесть элегия сатира
рассказ эпиграмма трагикомедия
очерк эпитафия мелодрама
басня водевиль
баллада фарс
П р о с т р а н с т в е н н о – в р е м е н н ы е и с к у с с т в а
(искусства сложные, синтетические; воспринимаются зрением и слухом, художественный образ динамичен, развивается во времени и в пространстве)
Театр (драматический; музыкальный: оперный, балетный; пантомима)
Кино (художественное, документальное)
Эстрада
Цирк
Телевидение
Прежде чем говорить о театре как виде искусства – еще несколько слов о драматической литературе (т.е. драме) как основе театра, а для этого вспомним, чем отличается драма от эпоса и лирики.
Обширная сфера художественной литературы подразделяется на три рода: эпос, лирику и драму.
В эпосе действительность отражается наиболее развёрнуто, широко и многоохватно. Человеческие характеры показываются на широком жизненном фоне, в тех обстоятельствах, которые их окружают и заставляют действовать. Сюжет выступает как система событий. В сюжете раскрывается общественный конфликт в его динамике, развитии, разрешении и следствиях. Основной способ изображения – повествование. И повествование ведётся всегда в прошедшем времени. К эпическим произведениям относятся – эпопея, поэма, роман, повесть, рассказ, очерк, басня, баллада.
В лирике человеческий характер раскрывается через переживание, внутреннее состояние, жизнь чувства. Писатель в лирическом произведении вообще не изображает никаких явлений окружающей действительности, а говорит только о своих собственных переживаниях и мыслях. И это описание даётся всегда в настоящем времени.
Лирические произведения чаще всего бывают написаны стихами, но есть немало лирических произведений, написанных прозой, например, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева или произведения М.М. Пришвина.
К лирическим произведениям относятся – ода, гимн, дифирамб, сатира, элегия, эпиграмма, эпитафия.
Во многих произведениях черты эпоса и лирики нередко соединяются, это характерно для некоторых поэм, баллад; сюда следует отнести и лирические отступления в романах и повестях.
Драма является особым родом литературы, она предназначается для воспроизведения её на сцене театра. В классической драме нет авторского повествования (если не считать авторских ремарок). Характеры раскрываются в ней через прямую речь персонажей (монолог и диалог).
Диалог (и монолог) представляет собой действие, которое носит драматический характер.
Что означает драматизм, точно и убедительно объясняет В.Г. Белинский: «Драматизм состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая обрести друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души и когда чрез это в споре выказываются их характеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, – это уже своего рода драма». (Полн. Собр. Соч., т.V, стр. 62)
Иными словами, действие персонажа – это его поступок по отношению к другому персонажу. Действия персонажей драматического произведения всегда направлены друг на друга и всегда конфликтны.
Действие персонажа в драме всегда отвечает на вопросы:
что делает персонаж? – (собственно действие)
для чего он делает это? – (цель действия)
как он делает? – (приспособление к действию)
Действие всегда выводится из подтекста, а не из прямого текста персонажа.
Подтекст – это смысл текста, это намерение персонажа по отношению к партнеру.
Например, спорят двое о том, следует или не следует гулять под дождем. Есть ли в этом споре драматическое действие? Если этот спор остаётся в рамках чисто медицинских или обыденных соображений, то драматического действия тут нет. Но если в процессе спора один из спорящих хочет высмеять другого, то такой спор является драматическим действием. Он при этом может говорить вроде бы не обидные слова, но весь его тон будет издевательским по отношению к тому, над кем он насмехается. Вот это и будет его действием.
Действие в драме всегда ведётся в настоящем времени, даже если в пьесе представлена жизнь прошлых эпох. Благодаря этой особенности драма способна оказывать сильное эмоциональное воздействие на зрителей.
Структурообразующим элементом драмы является событие. Иными словами, драма – это цепь событий. Событие – это происшествие (отвечает на вопрос: что случилось? что произошло?). В событии всегда содержится действие. Можно сказать, что событие – это сумма обстоятельств с одним действием. Это свойство события отличает его от обстоятельств, в которых оно совершается: обстоятельств может быть много, но если действия в них мы не обнаружим, то значит, события нет.
Событие меняет направление действия, линию поведения персонажей. В крупные события всегда вовлечены все персонажи.
Ряд последовательных событий образуют событийный ряд.
В событийном ряду следует различать как минимум три крупных события: исходное, главное и финальное.
Исходное событие либо находится за пределами пьесы, либо совершается «с открытием занавеса»; в любом случае оно протекает у нас на глазах. Исходное событие – это исток действия. Без исходного события не могла бы состояться пьеса. В исходном событии намечаются все взаимоотношения. Исходное событие – повод для реализации конфликта.
Главное(или центральное) событие – это событие, круто поворачивающее всё действие. В него вовлечены все персонажи. В этом событии конфликт достигает самого высокого напряжения (это кульминация драмы), здесь происходит перелом в борьбе.
Финальное событие находится в конце пьесы. В этом событии конфликт полностью реализуется, подводится идейный итог борьбе (в нем заключена сверхзадача).
События в драматическом произведении (в пьесе) отыскиваются не в сюжете, не в тексте действующих лиц (это поверхностное представление о драме), а в подтекстах, в поступках, в развитии действия, совершаемого персонажами.
Пространственно-временные искусства
Пространственно-временные искусства – это искусства сложные, синтетические. Развитие художественной практики и эстетических потребностей общества ведет к синтезу искусств. В самой природе некоторых видов художественного творчества лежит необходимость синтеза. К таким искусствам относятся театр, цирк, эстрада, кинематограф, телевидение. Синтетичность – общая черта каждого из этих искусств, но характер синтеза в театре иной, чем в кинематографе, а в искусстве кино он отличается от телевидения. У каждого синтетического искусства есть свои собственные специфические видовые особенности.
Театр. Раскрывая специфические особенности театрального искусства, мы постараемся выявить такие его черты и признаки, которые присущи не только современному театру, но были свойственны ему всегда, на всех этапах его существования и развития.
Театр относится к пространственно-временным видам искусства. Художественное своеобразие сценического искусства выражается в том, что оно предполагает свое одновременное раскрытие как в пространстве, так и во времени.
С пространственными искусствами – живописью, скульптурой, архитектурой – театр сближают такие его элементы, как декорации, костюм; с временными – литературой, музыкой – последовательная смена картин развертывающегося действия. Если лишить театр одной из этих сторон, пространственной или временной, то он перестанет быть самостоятельным видом искусства.
Произведение театрального искусства – спектакль – представляет собой особым образом организованное сценическое действие, развертывающееся во времени и в пространстве.
Театр выступает как вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие.
В театроведении бывали попытки беспредельно расширить понятие сценического искусства на основании его свойства – зрелищности. Театр отождествлялся с игрой, обрядами, трудовыми процессами и т.д., что выводило театр из системы искусств. Несомненно, в играх первобытных людей, в обрядах, ритуалах есть ясно выраженные зрелищные моменты, внешне они походят на театральные представления. Но принципиальное качественное отличие игры в жизни от игры актера в театре заключается в том, что театр ставит целью удовлетворение эстетических запросов зрителя, тогда как игра в жизни является средством удовлетворения потребности в игре самих ее участников. В обрядах, ритуалах (бытовых, религиозно-культовых и др.) есть некоторые признаки театра: организованное действие и даже наличие зрителя. Но в этом действии нет главного признака театрального действия – конфликта, составляющего суть драматизма.
Нет оснований включать в понятие театра и различного рода массовые и спортивные зрелища, хотя в них могут быть заключены некоторые элементы зрелищных искусств. Отождествление театра с обрядами, игрой, массовыми театрализованными зрелищами ведет к игнорированию художественно-образной специфики театра, к умалению в нем идейного начала, а значит, и к ликвидации театра как вида искусства.
История мирового театра знает немало примеров, свидетельствующих о том, что сценическое искусство в прошлом не раз обходилось без тех или иных элементов, присущих современному театру (например, без драматургии, без декораций). Но нельзя указать ни на один период в развитии театра, когда бы он существовал без актера. Актер – главный выразитель специфики сценического искусства; оно является актерским по преимуществу.
Каковы же наиболее существенные особенности искусства театра?
Искусство театра – вторичное. Его идейно-тематическую основу образует драматургия. Театр отличается от других видов искусства – от литературы, живописи, музыки, скульптуры и т.д. – тем, что в нем осуществляется замысел, данный уже в другом произведении, а именно в драматическом (в пьесе).
Живописец, композитор, поэт имеют дело с непосредственным восприятием действительности, тогда как между актером и действительностью стоит драматург. Драматургия определяет направление развития театра и содержание театрального искусства, его жанровое разнообразие, а также разнообразие средств выразительности.
Однако случается, что театр не раскрывает в спектакле смысл пьесы, а использует ее как предлог для демонстрации актерской и режиссерской техники, для демонстрации владения выразительными средствами театра и т.п. Это зачастую приводит к полному выхолащиванию содержания театрального зрелища.
Театр – самостоятельный вид искусства. Но самостоятельность эта – не в мнимой независимости от драматургии и не в праве режиссера на произвол по отношению к пьесе, а в оригинальном взгляде на пьесу, на ее конфликты и характеры, в раскрытии глубокого смысла пьесы, в ее оригинальном и свежем сценическом истолковании. В сценическом толковании пьесы театр может идти очень далеко; он может найти такие грани пьесы, которые автор не подозревал в ней; тем самым театр может художественно обогатить пьесу.
Драматургия как вид литературы очень сложна и имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других литературных жанров, например, от романа. Так, романист может и должен заставить своего героя действовать, но вместе с тем за автором романа сохраняется право досказать читателю многое из того, что не обнаруживается самими действиями героя, автор может комментировать внутреннее состояние своих героев, их взаимоотношения. В драматическом произведении (пьесе) автор не выступает комментатором действий своих героев. Все отношения между героями, их внутренний мир обнаруживаются только посредством сценического действия, заключенного в диалогах.
Следовательно, решающей чертой драматической литературы (пьесы) является действенность. В основе драматических произведений лежат острые общественные конфликты, столкновения противостоящих друг другу ярко очерченных характеров.
Признанием ведущей роли драматургии в сценическом искусстве ни в какой степени не умаляется и не принижается значение театра как самостоятельной области художественного творчества. Сама драматургия нуждается в театре точно так же, как театр нуждается в драматургии. Спектакль – не копия пьесы, а созданное ее основе новое произведение искусства. Вне театра драматургия обнаружить все богатство заключенного в ней содержания не может. Драматическое произведение, даже самое гениальное, может быть раскрыто только тогда, когда оно получает свою сценическую жизнь.
Театральное искусство – это искусство сценической интерпретации драматической литературы. Основным средством этой интерпретации является игра актера.
В драматическом произведении выписаны только роли действующих лиц, сценическую жизнь которым должны дать актеры. Но что представляет собой роль действующего лица? Роль представляет собой незначительную часть жизни человека. Но как актер может изобразить незначительный отрезок жизни человека, если он не будет знать всей жизни действующего лица, если он не представит себе, что было с этим человеком до того, как он пришел в пьесу, и что по логике развертывающегося в произведении действия должно с ним стать в будущем? Ведь всего этого автор драматического произведения актеру не говорит. Из пьесы можно узнать, какие слова произносит то или иное действующее лицо, но читатель не видит его перед собой, как живую личность, имеющую определенные манеры, голос, физиономию, цвет волос и т.д., не может составить себе представление об этом лице. А ведь для того, чтобы понять, что происходит в драме, разобраться в характере действующих лиц, мало знать, как они действуют, говорят и чувствуют; все это надо видеть и слышать. Полное представление об облике действующих лиц зрителю дает только актер. Актер находит в своей эмоциональной памяти такие богатые запасы жизненных представлений, которые помогают ему раскрыть то, что недосказано драматургом. Актер как бы показывает зрителю все то, что осталось за пределами текста пьесы.
Суть творчества актера в том именно и заключается, что он должен прежде всего поверить в чужой замысел, и не только поверить, но и сделать его своим, зажить той жизнью страстей, которая дана в пьесе, и осуществить этот замысел средствами сценического искусства. Актер одновременно и художник и материал для творчества: он строит образ персонажа, исходя из своего темперамента, своего голоса, своей пластики, своей музыкальности и пр.
Разъясняя молодым артистам особенности сценического искусства, К.С. Станиславский говорил:
«Поверить чужому вымыслу и искренне зажить им – это, по-вашему, пустяки? Но знаете ли вы, что такое творчество на чужую тему нередко труднее, чем создание собственного вымысла?.. Мы пересоздаем произведения драматургов, мы вскрываем в них то, что скрыто под словами; мы вкладываем в чужой текст свой подтекст, устанавливаем свое отношение к людям и к условиям их жизни; мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и режиссера; мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически; мы зарождаем в себе «истину страстей»; мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы; мы творим живые, типические образы в страстях и чувствах воображаемого лица».
Искусство театра – исполнительское. Однако существенная особенность исполнительского искусства заключается в том, что оно осуществляется не просто художником, исполняющим произведение, созданное другим художником. Если бы это было так, тогда исполнительское искусство было бы лишено творческого характера. Особенность сценического искусства состоит в том, что исполнение осуществляется художником-творцом, создателем сценического образа, и не только талант актера, но и его личность отпечатываются в создаваемом им образе.
Актер всегда является одновременно и исполнителем и творцом, и творцом и материалом для творчества. Материал актерского творчества – не глина, не бронза, не краски, не звуки, а сам актер – его психика, нервы, темперамент, его тело, его голосовой аппарат, его пластика и т.д.
Каждый вид искусства обладает своим специфическим «языком», то есть особым материалом и особыми «средствами» обработки и организации этого материала. Специфическим «языком» театра можно считать сценическое действие, понимаемое как единый органичный процесс, в котором раскрывается как психическая, так и физическая природа артиста.
Итак, искусство театра – это искусство действия. Актер своим творчеством превращает литературные персонажи в «действующих лиц». Театр на глазах у зрителя развертывает живое, конкретное человеческое действие. Он в высшей степени нагляден. Эта наглядность сопровождает способность театра отражать движение жизни через непрерывно развертывающееся действие, через сценическое осуществление конфликтов, представленных в пьесе.
Действие в театральном искусстве не самоцель, а путь к перевоплощению в образ. Перевоплощение, то есть создание сценического характера, образа на основе текста роли и психофизических данных актера, является конечной целью актерского искусства. Великие актеры – Мочалов, Сальвини, Ермолова, Щепкин, Станиславский, Хмелев, Щукин – вошли в историю театра, прежде всего, как создатели сценических характеров, как замечательные художники перевоплощения.
Еще одной важной особенностью театрального искусства является то, что здесь нельзя разделить творческий процесс и объективный результат этого процесса – спектакль. Это означает, что самое перевоплощение в искусстве театра продолжается непрерывно, и если перед нами не ремесленник, а актер-художник, то на каждом спектакле он будет вновь и вновь перевоплощаться и каждый раз как бы заново представать перед зрителем. Проблема перевоплощения – центральная проблема искусства актера.
Искусство перевоплощения не терпит ремесла и дилетантизма. Оно требует безупречной внешней и внутренней техники, позволяющей актеру легко и свободно вызывать в себе нужные эмоции и мысли и выражать их в отточенной форме.
Искусство театра по своей природе – искусство коллективное. Спектакль возникает как результат творчества многих художников. Создаваемый каждым участником спектакля образ выступает как составная часть единого образа всего спектакля. Но, подчиняя индивидуальное творчество идеям создания ансамбля, актеры и другие участники спектакля не растворяют в едином образе всего спектакля его конкретные стороны – образы действующих лиц. Ансамбль не означает потери художественной индивидуальности актеров, играющих в спектакле.
К понятию ансамбля театр пришел не сразу. Не всякий театр отличается ансамблевостью. В нашей стране своим ансамблем прославился Московский Художественный театр; он также оказал огромное влияние на всю мировую театральную культуру, и это влияние связано с высокой культурой ансамбля, которую утверждал этот театр всем своим творчеством.
С коллективным характером театрального искусства связано и появление режиссуры как профессии. Она возникла из необходимости определенной интерпретации драматургии и организации усилий всего коллектива театра для раскрытия и осуществления в спектакле единого замысла. Сейчас уже невозможно представить настоящий театр без режиссера в качестве его художественного руководителя. А ведь появление режиссера как самостоятельного художника в современном толковании относится лишь к концу ХIХ века.
Современный режиссер – идеолог и организатор спектакля. На нем лежит ответственность за идейно-художественное содержание спектакля, за его художественную целостность и выразительность. Одна из его важнейших функций – согласование различных актерских индивидуальностей в единый художественный ансамбль. Кроме согласования актерских индивидуальностей, на режиссере лежит обязанность согласования художественных и технических цехов, обслуживающих спектакль.
Главную задачу режиссера Станиславский видел в том, чтобы раскрывать «зерно» пьесы; помогать творчеству актеров, контролировать и согласовывать его, следить за тем, чтобы оно органически вырастало из единого художественного стержня; вместе с художником и композитором определять изобразительное и выразительное решение спектакля.
Творчество режиссера объединяет и организует все компоненты спектакля – от творчества актера до работы осветителя и бутафора, подчиняя их единому идейно-художественному замыслу. Режиссерское искусство включает в себя решение таких важных задач, как создание и раскрытие идейно-художественной концепции спектакля, определение его жанрового и стилевого решения, мизансценирование, создание сценической композиции, решение проблемы ритма и т.д.
Ещё в XIX веке направление развития театра определялось, главным образом, творчеством актера. В наше время – и это становится характерным для сценического искусства ХХ-XXI вв. – театральные направления определяются творческой позицией режиссера.
Театр – искусство синтетическое. Это означает, что искусство театра соприкасается с другими искусствами и усиливает свое воздействие на зрителя, используя их выразительные средства и технику. Современный театр немыслим без органичного использования живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Использование выразительных средств различных видов искусства, способствуя созданию художественной целостности спектакля, преследуют различные цели. Музыка может подчеркивать эмоциональное состояние, служить созданию самой эмоциональной атмосферы спектакля, способствовать ритмизации сценического действия. Средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Пластика актера, его речь как бы подчиняются музыкальным ритмам.
Изобразительные искусства, особенно живопись, играют значительную роль в развитии театра. Но реализм в театре определяется не бытовой достоверностью внешнего оформления, а правдой мыслей и чувств, которые несет актер.
Синтетичность театрального искусства заключается не просто в том, что театр использует различные виды искусства, а в том, что эти искусства служат созданию сценического образа и подчинены задаче раскрытия жизни действующим актером.
Источник непреходящего значения и неповторимого обаяния искусства театра коренится в том, что оно представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Как известно, всякое искусство создается для зрителя, читателя, слушателя, так сказать, для своего «потребителя». Но, в отличие от живописи, кинематографии и других видов искусства, в которых зритель воспринимает готовые результаты творчества художников, коренная особенность эстетического восприятия в театральном искусстве заключается в том, что зритель имеет дело с восприятием не одного только результата, но и самого творческого акта.
Особенность театрального искусства и в том, что его произведение – спектакль – не сохраняется в качестве материального памятника культуры, он не фиксируется, не приобретает своего овеществленного выражения. Правда, спектакль можно записать на пленку, но он при этом потеряет свои существенные признаки и обаяние. Произведения сценического искусства живут лишь до тех пор, пока идет спектакль, пока не прекратился творческий процесс, и умирают вместе со своими создателями.
В этих особенностях сценического искусства заключена не только его известная ограниченность, но и громадное преимущество. Как бы ни было велико эстетическое наслаждение, доставляемое созерцанием любого художественного произведения, оно никогда не сумеет заменить радости, доставляемой восприятием самого процесса художественного творчества. Зритель может десятки раз смотреть один и тот же спектакль, но каждый раз он имеет дело с рождением нового художественного произведения. В этом – одно из существенных отличий спектакля от фильма, заснятого на пленку.
Зритель в театре становится сотворцом участников спектакля. В театре не только актеры вызывают определенные чувства и мысли у зрителей, но и сама атмосфера зрительного зала оказывает исключительное влияние на самих актеров.
В процессе исторического развития сценического искусства наряду с драматическим театром сложились и такие его виды, как театр музыкальный (опера, балет) и пантомима.
Основное отличие музыкального театра от драматического заключается не просто в самом факте использования музыки (музыка может быть широко использована и в драматическом спектакле), а в том, что в музыкальном театре именно музыка, а не литературный текст (либретто) становится основой для театрального представления. В музыкальном театре композитор играет роль, аналогичную той, которую в драматическом театре играет драматург.
В опере синтетичность театрального искусства получила наиболее полное выражение. Опера органически сочетает в едином театральном представлении музыку, вокальное искусство, актерское исполнение, драматургию, танец, изобразительное искусство.
Оперное искусство пользуется более условными изобразительными, чем театр драматический. Однако именно условный характер изобразительно-выразительных средств оперного искусства позволяет ему через музыку и пение усиливать эмоциональное воздействие произведения, ярче выявлять психологический подтекст выраженной им драмы.
Особое место в театральном искусстве занимает пантомима. Пантомима – один из первичных видов театрального представления. В ней художественный образ раскрывается без использования речи, средствами пластического движения, жеста и мимики. На протяжении всей истории театра элементы пантомимы широко использовались во всех театральных системах. Однако в настоящее время в качестве самостоятельного вида театрального искусства она занимает ограниченное место.
Балет как самостоятельный вид искусства также является особого рода театральным творчеством: здесь танец, музыка и пантомима сочетаются с драматургическим замыслом. Балет как определенная и специфическая форма театрального искусства хореографическими средствами выражает драматическое, программно-образное содержание.
Наглядность, способность воздействовать на большие массы людей, эмоциональность делают театральное искусство одним из наиболее действенных и демократических форм духовного воспитания народа.
Происхождение театра и драмы
Театральное искусство - это искусство преображения человека в иной образ.
Возможно ли в практике первобытного общества обнаружить такие явления, которые давали бы основание говорить о театральном искусстве в первобытной общине?
Конечно, если рассматривать театр таким, каким он сформировался и существует ныне (то есть, как искусство сложное, объединяющее в себе творчество драматурга, режиссера, актера, художника, композитора и других работников театра), то, понятно, что такого театра в первобытной общине не было. Такой театр можно обнаружить в рабовладельческом обществе, а иногда – только в феодальном, то есть еще позже. Поэтому, как правило, история театра начинается с рассмотрения театральных систем древней Греции и Рима.
Если принять во внимание в качестве самого существенного признака театра преображение человека в иное существо, то можно обнаружить в общественной практике первобытного человека такие действия, когда он в тех или иных целях, тем или иным способом преображается якобы в иное существо и в этом преображенном виде действует перед теми или иными зрителями.
Изучение магических действ древних, их охотничьих ритуалов и обрядов, игрищ и празднеств как раз и свидетельствует о том, что человек преображал себя в другое существо при помощи маски, разного рода ряжения. Еще одной из характерных черт примитивных драматических действ было то, что в этих действах участвовали только мужчины. Впоследствии актерское искусство во многих странах было представлено мужчинами вплоть до конца XVII – начала XVIII века.
Таким образом, в основе театра как вида искусства лежат ритуальные и магические действа древних, в которых их участники преображали себя в иные существа при помощи ряжения, маски, раскраски тела и т.д. Театр и драма развивались в тесной взаимосвязи.
Почти у всех древних народов возникали обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами, с охотой, с рыболовством (если это была основа жизни народа), и, конечно, с почитанием Богов.
Празднества, ритуалы, обряды были и у древних греков. Они и стали колыбелью театра. Самыми яркими, самыми значительными были празднества в честь Бога Диониса. Дионис не был Богом-Олимпийцем, «статус» его менялся: вначале он почитался Богом производительной силы природы, и греки его изображали в виде быка, затем – козла, которые считались священными животными. Позже, когда греки научились возделывать виноград и делать вино, Дионис стал почитаться Богом виноградарства и виноделия. И лишь тогда, когда у греков родился театр, Дионис стал почитаться Богом поэзии и театра. Празднества в честь Диониса – Дионисии – проходили несколько раз в году, они приурочивались к сельскохозяйственным работам, связанным со сбором урожая винограда, приготовлением вина и т.д. Самые яркие – Великие Дионисии – проходили в Афинах весной, когда пробуждалась природа, и было готово вино осеннего урожая. Они длились несколько дней. Празднества у греков никогда не бывали днями праздности, обжорства, пьянства. Это были праздники с четко регламентированными ритуалами. На них выступали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Самого Бога изображали в облике козла (священного животного), и сами участники шествия в свите обряжались в шкуры козлов. Это были пляшущие почитатели Диониса в облике козлов-трагов (трагос по-гречески – козёл; трагедия – от слова трагос). Шествие было многолюдным, длинным. В конце шествия звучали уже не священные гимны, а весёлые песни комоса (комос по-гречески – песни подгулявшей толпы – комедия).
В честь Диониса пели дифирамбы – хвалебные гимны. Содержанием дифирамбов были мифы о страданиях, смерти и последующем воскресении Диониса (такого рода мифы есть у всех земледельческих народов). В хоре был запевала, который в песне рассказывал о тех или иных событиях из жизни Богов, а хор вторил ему. Миф как бы оживал перед участниками праздника. Дифирамб вначале подразделялся на эпическую и лирическую части. Эпическую часть вел запевала, а лирическую – пляшущий хор трагов. Таким образом, получался своего рода диалог между запевалой и хором, то есть предтеча драматического действия, конфликта.
Следовательно, первоначальная греческая драма была зоопантомимой.
(Рождение театра из пантомимы подтверждается историей восточного театра (Япония, Китай, Индонезия, Малайзия и др.). Сначала пантомима была совсем без слов или с незначительным словесным сопровождением; потом она сопровождается текстом мифа, отдельно распеваемым; наконец, текст и действие сливаются в одном исполнителе – актере, что, возможно, служит исходным пунктом освобождения лица актера от маски.)
Драма, таким образом, развилась из козлиной пантомимы, а содержание ей дал дифирамб.
Мифы о Богах и героях (то есть, в конечном итоге – о предках), несомненно, послужили почвой для древнегреческого театра.
Пятнадцать столетий античности в истории мировой художественной культуры – живительный и неиссякаемый источник, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В искусстве античности всегда остается привлекательным ее эстетический идеал: сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в ее безграничные творческие возможности.
Художественная культура античности считается колыбелью мировой культуры. Пятнадцать столетий античности – это небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи.
Античной культуре были известны достижения Египта и древнего Востока. Но в создании выдающихся произведений искусства она пошла своим неповторимым путем.
Сам термин «античный» возник в XV веке, в переводе с латинского antiques означает «древний» и употребляется только по отношению к истории и культуре древней Греции и древнего Рима.
Античное искусство Греции в своем развитии прошло несколько периодов, оно знало периоды величайшего расцвета и упадка. Этапы развития античной культуры таковы:
Крито-микенский (эгейский) период (III – II тысячелетие до н.э.)
Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.)
Архаический период ( от рубежа VIII-VII вв. до VI в. до н.э.)
Классический период (V – IV вв. до н.э.)
Эллинизм (III – I вв. до н э.)
Расцвет античного греческого театра пришелся на классический период (V век до н.э.).
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр