logo
История театра - Лекции

Стилевые тенденции эпохи Просвещения

Вторая половина XVII века – это эпоха классицизма с ее жесткими правилами, канонами. Деятели искусств эпохи Просвещения унаследовали эти каноны и правила, но с известными поправками.

В человеческой природе философы и художники Просвещения различали два начала – чувство и разум. Идеал – в их гармонии. В художественном творчестве различное соотношение этих двух начал породило ряд художественных стилей, получивших своё дальнейшее развитие в последующие эпохи.

В искусстве эпохи Просвещения намечается переход к новому художественному стилю – реализму. Это прежде всего коснулось театра. При всём различии национальных театральных традиций реализм эпохи Просвещения имеет некоторые общие черты.

Реализм эпохи Просвещения носит рационалистический характер (по- латыни racio – разум). Просветители считали, что разум является мерой всех явлений. В драматургии это выразилось в том, что у персонажей пьес типические черты характера заслоняли индивидуальные особенности. От этого персонажи превращались в «рупоры идей». Поскольку просветительская функция театра выдвигалась на передний план, то для того, чтобы выполнять эту функцию, произведения искусства (в данном случае – пьесы) должны были быть тенденциозными, пропагандистскими, моралистическими. Отсюда – деление персонажей на «положительных» и «отрицательных», резкое противопоставление добродетели и порока.

XVIII век – не только век Просвещения, но и век аристократического декаданса (упадка). Он выразился в художественном стиле рококо. Это искусство идейно пустое, но в то же время пронизано большим изяществом, которое требовало от художника высочайшего мастерства. В театральном искусстве это выразилось во внешнем изяществе: это виртуозное владение актёром своим телом (пластикой, жестом), голосом, речью, ритмом движения и пр. Такой виртуозностью отличалось искусство всех мастеров сцены века Просвещения – Гаррика, Шрёдера, Лекена, Клерон, Дюмениль, Лекуврер и др.

К концу XVIII века театр начинает испытывать влияние сентиментализма, стиля, направленного против рационализма просветителей. Его последователи противопоставляли культу разума пропаганду чувства и веры. Для сентиментализма характерно особое внимание к человеку, к его страданиям. Сентиментализм поставил вопрос о всесословной ценности человека.

Для произведений сентиментализма характерно обращение к фантазии, иллюзиям. Эти особенности сыграли свою роль в формировании одного стиля – романтизма.

Как художественный стиль романтизм сформировался в конце XVIII – начале XIX века. Он довольно быстро распространился в Европе и вызвал последователей и в России.

Буржуазные революции XVII – XVIII вв. в Англии, Франции утвердили новые социальные отношения в обществе – капиталистические; а также породили новые и углубили старые противоречия. Ярко проявляется экономическая зависимость художников от хозяев жизни, что неблагоприятно сказывается на развитии театра.

Два художественных направления – романтизм и реализм – представляют собой различные формы критического восприятия мира.

Романтизм как художественное направление сформировался в конце XVIII – начале XIX вв. Однако черты романтизма можно найти и в греческой и в средневековой поэзии. Романтический характер носят некоторые произведения Шекспира. Но взлет романтизма относится к времени, указанному выше. Эта эпоха выдвинула таких корифеев литературы как Байрон, Шелли, Гюго, Гейне, Шиллер, Гуцков, юный Пушкин, декабристы, юный Лермонтов и многих других.

Романтизм рождается как протест против бесчеловечных общественных условий жизни. Он выражает общественные настроения, рожденные результатами буржуазных революций и теми социальными сдвигами, началом которых они являлись.

Главной чертой романтического мировоззрения было представление о трагическом разрыве между идеалом и реальной жизнью. Отсюда отрицание действительности, уход в мир, преображенный волей и фантазией художника, уход в историю и создание образов исключительных героев (символических, фантастических персонажей).

Для романтизма не характерно художественное исследование жизни и воспроизведение ее в социально-исторической конкретности. Их привлекает показ порывов своих героев к прекрасному, выражение их эстетического идеала и своего субъективного отношения к искусству. Для романтического искусства не чужда сатира.

Романтики утверждали полную свободу творчества художника, который волен создавать свой особый поэтический мир, отличающийся от реального мира.

Просветительскому культу разума романтики противопоставляли пафос страстей и чувств.

Призыв к полной свободе творчества означал отказ от нормативной эстетики классицизма, от его канонов и правил.

В романтизме наметились две тенденции – прогрессивная и консервативная.

Прогрессивный романтизм выражал настроения демократических слоев общества: разочарование в результатах Великой французской революции и неприятие политического режима сочетались с протестом против пороков нового буржуазного мира.

Консервативный романтизм выражал настроения дворянской аристократии, ощущавшей свою историческую обреченность; отсюда – стремление уйти от действительности как реакция на революцию и как неприятие буржуазных отношений (уход в историю, в фантастику, в грезу).

Наиболее плодотворным и значительным в литературе и театре первой половины ХIХ в. был прогрессивный романтизм, связанный с революционными идеями и настроениями и освободительным движением. Этот романтизм носит активный жизнеутверждающий характер. Романтический герой – это бунтарь, мститель, борец за человеческое достоинство, обличитель социального зла.

Типы романтических героев разнообразны. Для них не обязательно было высокое положение в обществе, они не были воплощением добра. Нередко это были безродные плебеи, палачи, шуты, лакеи и разбойники. Но для всех их было характерно мрачное разочарование. Каждый по-своему нес тему бунта.

Произведения консервативного романтизма тоже бывали пронизаны антибуржуазными тенденциями (драма де Виньи «Чаттертон», национально-патриотические драмы Клейста, Тика: в них выражен интерес к прошлому своего народа, народному творчеству).

Особенности исторического развития каждой страны определяли особенности романтического театра.

Стилевые тенденции искусства эпохи Просвещения получили выражение не только в драматургии и в искусстве актера, но также и в театральной декорации, театральном костюме, в структуре театрального здания, сцены (появление сценической коробки с кулисной системой и рампой). Эти реформы осуществлялись не только в драматическом театре, но и в более консервативном – оперно-балетном театре.

В области драматического театра новаторская инициатива принадлежала Англии, влияющей затем на Францию и на другие страны.

В области музыкального театра инициатива принадлежит Италии – родине европейской оперы. Италия же первенствует и в осуществлении реформы театральной декорации. Итальянские художники и скульпторы были признанными театральными художниками XVIII – начала XIX века.

Франция усваивает достижения английского драматического и итальянского оперного театров и создает свой наиболее передовой театр в Европе.

В Германии театр развивается под влиянием этих трёх театральных культур, особенно опирается на творчество Шекспира.

Театр XVIII века прошел огромный путь от первых ростков просветительской мысли к тем замечательным образцам драматургии и актерского мастерства, которые остались в памяти поколений и послужили прочным основанием для дальнейшего развития искусства. Просветительство обладало большой внутренней сложностью, и тенденции, которые оно породило, весьма разнородны. Но главным наследием эпохи остаются ищущая мысль, борьба за правду жизни и правду искусства, стремление к нравственному и политическому освобождению человека.