Стилевые тенденции эпохи Просвещения
Вторая половина XVII века – это эпоха классицизма с ее жесткими правилами, канонами. Деятели искусств эпохи Просвещения унаследовали эти каноны и правила, но с известными поправками.
В человеческой природе философы и художники Просвещения различали два начала – чувство и разум. Идеал – в их гармонии. В художественном творчестве различное соотношение этих двух начал породило ряд художественных стилей, получивших своё дальнейшее развитие в последующие эпохи.
В искусстве эпохи Просвещения намечается переход к новому художественному стилю – реализму. Это прежде всего коснулось театра. При всём различии национальных театральных традиций реализм эпохи Просвещения имеет некоторые общие черты.
Реализм эпохи Просвещения носит рационалистический характер (по- латыни racio – разум). Просветители считали, что разум является мерой всех явлений. В драматургии это выразилось в том, что у персонажей пьес типические черты характера заслоняли индивидуальные особенности. От этого персонажи превращались в «рупоры идей». Поскольку просветительская функция театра выдвигалась на передний план, то для того, чтобы выполнять эту функцию, произведения искусства (в данном случае – пьесы) должны были быть тенденциозными, пропагандистскими, моралистическими. Отсюда – деление персонажей на «положительных» и «отрицательных», резкое противопоставление добродетели и порока.
XVIII век – не только век Просвещения, но и век аристократического декаданса (упадка). Он выразился в художественном стиле рококо. Это искусство идейно пустое, но в то же время пронизано большим изяществом, которое требовало от художника высочайшего мастерства. В театральном искусстве это выразилось во внешнем изяществе: это виртуозное владение актёром своим телом (пластикой, жестом), голосом, речью, ритмом движения и пр. Такой виртуозностью отличалось искусство всех мастеров сцены века Просвещения – Гаррика, Шрёдера, Лекена, Клерон, Дюмениль, Лекуврер и др.
К концу XVIII века театр начинает испытывать влияние сентиментализма, стиля, направленного против рационализма просветителей. Его последователи противопоставляли культу разума пропаганду чувства и веры. Для сентиментализма характерно особое внимание к человеку, к его страданиям. Сентиментализм поставил вопрос о всесословной ценности человека.
Для произведений сентиментализма характерно обращение к фантазии, иллюзиям. Эти особенности сыграли свою роль в формировании одного стиля – романтизма.
Как художественный стиль романтизм сформировался в конце XVIII – начале XIX века. Он довольно быстро распространился в Европе и вызвал последователей и в России.
Буржуазные революции XVII – XVIII вв. в Англии, Франции утвердили новые социальные отношения в обществе – капиталистические; а также породили новые и углубили старые противоречия. Ярко проявляется экономическая зависимость художников от хозяев жизни, что неблагоприятно сказывается на развитии театра.
Два художественных направления – романтизм и реализм – представляют собой различные формы критического восприятия мира.
Романтизм как художественное направление сформировался в конце XVIII – начале XIX вв. Однако черты романтизма можно найти и в греческой и в средневековой поэзии. Романтический характер носят некоторые произведения Шекспира. Но взлет романтизма относится к времени, указанному выше. Эта эпоха выдвинула таких корифеев литературы как Байрон, Шелли, Гюго, Гейне, Шиллер, Гуцков, юный Пушкин, декабристы, юный Лермонтов и многих других.
Романтизм рождается как протест против бесчеловечных общественных условий жизни. Он выражает общественные настроения, рожденные результатами буржуазных революций и теми социальными сдвигами, началом которых они являлись.
Главной чертой романтического мировоззрения было представление о трагическом разрыве между идеалом и реальной жизнью. Отсюда отрицание действительности, уход в мир, преображенный волей и фантазией художника, уход в историю и создание образов исключительных героев (символических, фантастических персонажей).
Для романтизма не характерно художественное исследование жизни и воспроизведение ее в социально-исторической конкретности. Их привлекает показ порывов своих героев к прекрасному, выражение их эстетического идеала и своего субъективного отношения к искусству. Для романтического искусства не чужда сатира.
Романтики утверждали полную свободу творчества художника, который волен создавать свой особый поэтический мир, отличающийся от реального мира.
Просветительскому культу разума романтики противопоставляли пафос страстей и чувств.
Призыв к полной свободе творчества означал отказ от нормативной эстетики классицизма, от его канонов и правил.
В романтизме наметились две тенденции – прогрессивная и консервативная.
Прогрессивный романтизм выражал настроения демократических слоев общества: разочарование в результатах Великой французской революции и неприятие политического режима сочетались с протестом против пороков нового буржуазного мира.
Консервативный романтизм выражал настроения дворянской аристократии, ощущавшей свою историческую обреченность; отсюда – стремление уйти от действительности как реакция на революцию и как неприятие буржуазных отношений (уход в историю, в фантастику, в грезу).
Наиболее плодотворным и значительным в литературе и театре первой половины ХIХ в. был прогрессивный романтизм, связанный с революционными идеями и настроениями и освободительным движением. Этот романтизм носит активный жизнеутверждающий характер. Романтический герой – это бунтарь, мститель, борец за человеческое достоинство, обличитель социального зла.
Типы романтических героев разнообразны. Для них не обязательно было высокое положение в обществе, они не были воплощением добра. Нередко это были безродные плебеи, палачи, шуты, лакеи и разбойники. Но для всех их было характерно мрачное разочарование. Каждый по-своему нес тему бунта.
Произведения консервативного романтизма тоже бывали пронизаны антибуржуазными тенденциями (драма де Виньи «Чаттертон», национально-патриотические драмы Клейста, Тика: в них выражен интерес к прошлому своего народа, народному творчеству).
Особенности исторического развития каждой страны определяли особенности романтического театра.
Стилевые тенденции искусства эпохи Просвещения получили выражение не только в драматургии и в искусстве актера, но также и в театральной декорации, театральном костюме, в структуре театрального здания, сцены (появление сценической коробки с кулисной системой и рампой). Эти реформы осуществлялись не только в драматическом театре, но и в более консервативном – оперно-балетном театре.
В области драматического театра новаторская инициатива принадлежала Англии, влияющей затем на Францию и на другие страны.
В области музыкального театра инициатива принадлежит Италии – родине европейской оперы. Италия же первенствует и в осуществлении реформы театральной декорации. Итальянские художники и скульпторы были признанными театральными художниками XVIII – начала XIX века.
Франция усваивает достижения английского драматического и итальянского оперного театров и создает свой наиболее передовой театр в Европе.
В Германии театр развивается под влиянием этих трёх театральных культур, особенно опирается на творчество Шекспира.
Театр XVIII века прошел огромный путь от первых ростков просветительской мысли к тем замечательным образцам драматургии и актерского мастерства, которые остались в памяти поколений и послужили прочным основанием для дальнейшего развития искусства. Просветительство обладало большой внутренней сложностью, и тенденции, которые оно породило, весьма разнородны. Но главным наследием эпохи остаются ищущая мысль, борьба за правду жизни и правду искусства, стремление к нравственному и политическому освобождению человека.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр