Устройство театра и организация театральных зрелищ.
Народ страстно любил зрелища. В мрачной католической стране сцена была единственным местом, где открыто восхвалялись земные радости. Актерские труппы играли в театрах Валенсии, Сарагосы, Саламанки, Кордовы, Толедо, не говоря уже о Мадриде.
В Мадриде театральные зрелища находились в руках двух религиозных братств, получивших монопольное право нанимать гостиничные дворы и сдавать их актерским труппам.
Гостиничный двор (корраль) был удобен для сценических представлений. Это был обширный двор, имевший с четырех сторон двух- или трёхэтажные дома, окна которых служили ложами и галереями. Пристроенные по нижнему цоколю зданий скамьи составляли своеобразный амфитеатр. Перед самой сценой располагались скамейки для знатных лиц, а дальше оставалось большое пространство двора, которое заполняла толпа простолюдинов. Существовали и специальные ложи для женщин. Знатные лица и алькады, наблюдавшие за порядком в зале, располагались по бокам сцены. Здесь же находились и музыканты.
Сценический помост выходил передней частью в зрительный зал. Главным местом действия был этот широкий просцениум, но существовала и задняя стена, отделенная от просцениума занавесом. Те эпизоды, которые игрались здесь, воспринимались как происходящие во внутренних покоях. Имелась еще и малая верхняя сцена в виде балкона; действие, происходящее на ней, воспринималось как действие в башне, на горе или в верхнем окне. Персонажи сами объявляли своими репликами, куда они переходят, а зрители уже в своем воображении видели новое место действия.
Декорацию составлял рисованный задник, изображавший улицу, лес или комнату; на сцене устанавливались детали меблировки или одинокое дерево. По этим признакам зрители понимали, что действие происходит в закрытом помещении или на лоне природы. Сценическая техника оставалась пока еще примитивной. Самой большой хитростью были люки и машины для летания и изображения облаков. Но публику эта бедность не смущала. Она попадала в стремительный вихрь событий и верила всему, что происходило на сцене. Увлекшись игрой актеров, зрители не ощущали грани между актером и сыгранным им героем, поэтому случалось, что актеру, игравшему предателя, не продавали в лавках, если он что-то хотел купить, от него отворачивались. А если он играл благородных героев, ему давали взаймы, приглашали в гости и даже знатные господа заискивали перед ним.
Любовь испанцев к своему театру была неодолимой: мастеровые, торговцы бросали свои дела, чтобы «поглядеть комедию». А спектакли шли почти ежедневно и начинались рано: зимой в 2 часа дня, весной – в 3, летом – в 4 часа дня, потому что театр был под открытым небом. Гостиничные дворы всегда были полны зрителей. Сыграть вяло или фальшиво перед такими зрителями было просто невозможно. От публики часто зависела судьба не только артиста, но и драматурга. Сохранился такой анекдот. Некий молодой драматург написал пьесу и очень боялся, чтобы ее не провалили постоянные посетители театра. Поэтому он решил пойти к мадридскому сапожнику, который был как бы лидером постоянных зрителей, чтобы заручиться его поддержкой. Вместе с пьесой он передал сапожнику мешочек с золотыми монетами. Когда он через несколько дней пришел за ответом, сапожник сказал ему, что, к сожалению, он не может одобрить его пьесы, и возвратил ему вместе с рукописью деньги, и пьеса была провалена.
Ход спектакля обычно бывал таким: актер и актриса выходили на сцену с гитарой и пели популярные песни. После этого появлялся хозяин труппы или первый актер и произносил лоа (хвалу) – пролог, в котором расхваливалась пьеса, ее автор, публика (присутствующие на спектакле городские власти, местные дамы), а в конце он просил зрителей быть снисходительными и благосклонными и одобрить искусство драматурга и актеров. После этого начинался спектакль.
После обязательной любовной завязки с переодеваниями, путаницами начинается интермедия с комическими персонажами фарсового характера. Далее продолжается спектакль по сюжету. Интрига стремительно запутывает все взаимоотношения, невозможно предугадать развязки. Снова следует фарсовая интермедия с плясками и куплетами. Затем снова продолжается основное действие по сюжету в стремительном темпе, и наступает финал: все узлы распутаны, все влюбленные пары бросаются в объятия друг другу, и все завершается свадьбой с песнями и плясками – идет общий танец с куплетами и шутками.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр