Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
Французский театр развивался под влиянием итальянской комедии дель арте. Но весь XVI век во Франции – нескончаемые феодальные войны, которые мешали развитию искусства и, в частности, становлению и развитию театра. Искусство может развиваться в обстановке стабильности общественной жизни, а стабильности не было. Стабилизация наступила в результате установления абсолютной монархии. Начало абсолютной монархии положено Генрихом IV, продолжено в годы правления кардинала Ришелье и завершено Людовиком XIV (прозванным «солнцем Франции»).
Абсолютная монархия как форма дворянской диктатуры явилась объединяющим началом общества, потому что Людовику удалось урегулировать интересы дворянства и буржуазии: были урегулированы политические противоречия, и в обществе сложилось равновесие политических сил. Каждому сословию в политической и экономической жизни было отведено соответствующее место. Это первое важное политическое завоевание абсолютной власти. Второе заключалось в том, что абсолютная монархия предоставила возможность для развития производства. Таким образом, прекратились войны, в обществе наступил мир, стало развиваться производство. Всё это породило веру в государство как «разум нации», и король – олицетворение этого разума.
Мыслители и художники положительно оценили идею «разумности государства», так как создались условия и для развития искусства, для творчества.
Идея «разумности» при Людовике XIV проникает во все сферы жизни. Устанавливается строгая регламентация (т.е. нормы общественного поведения) во всех областях жизни. От гражданина требуется выполнение государственных обязанностей – это долг гражданина перед государством (например, служба в государственном учреждении или служба в армии). Всё, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным.
Господство разума устанавливается везде, в том числе и в литературе и искусстве.
В искусстве господство разума выразилось в новом художественном направлении, которое получило название классицизм (лат.classicus – образцовый).
Теоретики классицизма считали, что существует некая идеальная красота и абсолютный вкус. Воплощение идеальной красоты и вкуса они находили в произведениях античных писателей и художников – Гомера, Эсхила, Софокла и др. – и стремились подражать им в своем творчестве. Античное искусство – это образец для художников, писателей и поэтов. И самих поэтов, писателей, художников называли классицистами.
Классицизм как художественный стиль, и в особенности его ведущий жанр – классицистская трагедия, имеет отчетливое политическое содержание; в его основу положено прославление борьбы с эгоистическими страстями и проповедь самоотречения как высшее проявление героизма.
Основной трагической коллизией является столкновение между личным чувством и долгом.
Будучи стилем абсолютной монархии, классицизм характеризуется применением сословного принципа к различным жанрам (т.е., как в обществе существует иерархия сословий, так и в искусстве устанавливается иерархия жанров). Жанры делятся на «высокие» и «низкие»; к «высоким» относится трагедия; ее герои – короли, полководцы, придворные и т.д. В «низком» жанре – комедии героями могли быть горожане, простые люди. Герои трагедии призваны были растрогать зрителя своими страданиями, а герои комедии могли только смешить («смешные горожане» и «несчастные короли»)
Поскольку ведущим жанром классицизма стала трагедия, то мы рассмотрим все нормы классицизма на примере драматургии.
1. Итак, строгое деление искусства на жанры еще означало и строгие границы жанров; невозможность проникновения элементов одного жанра в другой.
2. Сюжет трагедии должен опираться на сюжеты античных писателей и поэтов. Основной трагический конфликт – борьба между личным чувством и долгом перед обществом, перед государством.
3. В драматургии устанавливается закон трех единств – места, времени и действия. Это означало, что действие должно разворачиваться в одном месте, совершаться в течение суток и вращаться оно должно вокруг главного героя.
4. В герое трагедии интересы государства должны превалировать над личными; он должен подавлять страсти силой разума; нравственный долг личности, нравственная ответственность перед обществом в том, что он интересы государства ставит выше личных и укрощает свои страсти, мешающие ему выполнить свой долг.
5. Как правило, в характере героя – одна ведущая черта, заслоняющая все остальные.
6. В сюжете должно быть немного внешних событий, побочных сюжетных линий быть не должно. На сцене совершается одно крупное событие, об остальных, случившихся за пределами сцены, персонажи только говорят, обсуждают их.
7. Главное средство воздействия в трагедии – слово. Речь героев возвышенна; это поэтическая речь. Ее создавал александрийский стих, которым писались трагедии. Это 12-стопный ямб с паузой посередине, чётко разделяющий строку на полустишия; строки рифмуются попарно.
Пример: П. Корнель «Сид», сцена из 3 акта (Химена – Эльвира).
Химена. Мы, наконец, одни, и я могу свободно
Явить перед тобой, как стражду безысходно,
Могу печальный вздох не подавлять в тиши,
Могу тебе раскрыть всю скорбь моей души.
Да, мой отец убит; Родриго дерзновенный
Омыл свой первый меч в его крови священной.
8. Искусство должно пропагандировать существующую общественную мораль: герой, борясь за свою цель, служит общей идее, создает некий моральный кодекс (борьба за свое личное достоинство, за свою честь, а более широко – за достоинство нации, за ее свободу).
Теорию трех единств впервые сформулировали итальянские гуманисты в XVI веке. Филолог и критик Лодовико Кастельветро впервые (1570 г.) сформулировал «три единства» в своих комментариях к «Поэтике» Аристотеля и показал их взаимозависимость. Главное единство – единство действия – он выводит из второстепенных (места и времени); оно их венчает, они его обусловливают.
Затем, спустя почти сто лет, в 1657 г. аббат Д’ Обиньяк в своем труде «Практика театра» обосновал эти три единства как важнейшее условие драмы.
И только в 1674 г. Н. Буало, подводя итоги художественной практике французского театра, в своем поэтическом произведении «Поэтическое искусство» утвердил закон трех единств как важнейший, обеспечивающий художественную целостность произведения. (О процессе формирования классицизма подробнее сказано в разделе о сценическом искусстве).
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр