Театральное искусство
На протяжении всего XVIII века главным театром Франции был театр «Комеди Франсез» (Театр Французской Комедии). Он был основан королевским указом от 18 августа 1680 г. Его составили труппа Мольера из театра Пале-Рояль, труппа театра Бургундский отель после ухода Расина и труппа театра Марэ, где игрались трагедии Корнеля.
«Комеди Франсез» был организован как монопольный королевский театр, получавший значительную государственную дотацию. Из двух актерских трупп для этого театра было отобрано 27 лучших актеров (15 мужчин и 12 женщин), остальным было предложено уехать в провинцию. От имени королевского двора театром поочерёдно (по месяцу) управляли четыре камер-юнкера, что нередко создавало нервозную обстановку. Но театр занимал господствующее положение, в него стремились попасть лучшие актеры Франции. Этот театр строго оберегал традиции классицизма в искусстве актера. Это был лучший театр Франции. Гастролировать на сцене «Комеди Франсез» означало широкую известность и славу. Дэвид Гаррик только после гастролей на сцене «Комеди Франсез» стал известен Европе.
Самыми известными французскими актерами эпохи Просвещения были актеры и актрисы театра «Комеди Франсез» – Адриенна Лекуврер, Мари Дюмениль, Ипполита Клерон, Анри Луи Лекен.
А. Лекуврер была неподражаема в искусстве изображения страстей, она создавала роли в вольтеровских трагедиях.
М. Дюмениль в работе над ролями искала совпадения роли со своей индивидуальностью, делала попытки «вживания» в создаваемый образ.
И. Клерон была точной последовательницей учения Дидро: она испытывала равнодушие к эмоциям персонажа, ей важно было их точно выразить внешними средствами.
А. Лекен был выходец из любительского театра, который небезуспешно соперничал с «Комеди Франсез». Один из спектаклей этого театра посетил Вольтер. Лекен не только играл в нем, но и был его постановщиком. Он познакомился с Вольтером и попросил его позаниматься с ним актерским мастерством, на что Вольтер согласился. Через несколько месяцев Лекен был принят в труппу «Комеди Франсез». Последние двадцать лет своей жизни Лекен занимался режиссурой. В 1759 г. сцена была освобождена от зрителей, сидевших до этого чуть ли не рядом с актерами. Лекен был первым режиссером, начавшим осваивать эту обновленную сцену.
Театр «Комеди Франсез» обладал (и обладает) огромным авторитетом в Европе. Всемирно известными, признанными актерами становились те, кому выпала честь выступить на сцене «Комеди Франсез». И ныне театр «Комеди Франсез» сохранил за собой право определять известность того или иного мастера сцены.
В период революции 1789-1794 гг. положение театра «Комеди Франсез» менялось, но он оставался ведущим театром Франции. В 1791 г. Учредительным собранием был принят декрет, который отменял деление театров на привилегированные и непривилегированные, все театры были уравнены в правах, ликвидированы субсидии и монополии, объявлена свобода частной инициативы – каждый гражданин имел право открыть театр и ставить в нем любые пьесы. В Париже в течение одного года открылось 18 новых театров. Вводилось авторское право, т.е. театр мог ставить пьесу только с согласия автора. В годы революции рождается идея народного театра («театра народа»). Эти идеи будут впоследствии развиваться до ХХ века и далее.
Театр «Комеди Франсез» был переименован революционным правительством в «Театр Нации». В самом театре не было политического единства: часть труппы революцию не принимала, была настроена монархически, другая часть труппы, напротив, восторженно приветствовала революцию и хотела ей служить. В конце концов в театре произошел раскол: часть труппы во главе с молодым актером Тальма организовала свой театр – «Театр Республики». Так образовалось два театра – «Театр Нации» с «монархическим» репертуаром и «Театр Республики» с революционным репертуаром.
Возрождение и воссоединение труппы театра «Комеди Франсез» произошло в 1799 г. и ознаменовано постановками «Сида» Корнеля и «Школы мужей» Мольера.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр