logo
История театра - Лекции

Театральное искусство

На протяжении всего XVIII века главным театром Франции был театр «Комеди Франсез» (Театр Французской Комедии). Он был основан королевским указом от 18 августа 1680 г. Его составили труппа Мольера из театра Пале-Рояль, труппа театра Бургундский отель после ухода Расина и труппа театра Марэ, где игрались трагедии Корнеля.

«Комеди Франсез» был организован как монопольный королевский театр, получавший значительную государственную дотацию. Из двух актерских трупп для этого театра было отобрано 27 лучших актеров (15 мужчин и 12 женщин), остальным было предложено уехать в провинцию. От имени королевского двора театром поочерёдно (по месяцу) управляли четыре камер-юнкера, что нередко создавало нервозную обстановку. Но театр занимал господствующее положение, в него стремились попасть лучшие актеры Франции. Этот театр строго оберегал традиции классицизма в искусстве актера. Это был лучший театр Франции. Гастролировать на сцене «Комеди Франсез» означало широкую известность и славу. Дэвид Гаррик только после гастролей на сцене «Комеди Франсез» стал известен Европе.

Самыми известными французскими актерами эпохи Просвещения были актеры и актрисы театра «Комеди Франсез» – Адриенна Лекуврер, Мари Дюмениль, Ипполита Клерон, Анри Луи Лекен.

А. Лекуврер была неподражаема в искусстве изображения страстей, она создавала роли в вольтеровских трагедиях.

М. Дюмениль в работе над ролями искала совпадения роли со своей индивидуальностью, делала попытки «вживания» в создаваемый образ.

И. Клерон была точной последовательницей учения Дидро: она испытывала равнодушие к эмоциям персонажа, ей важно было их точно выразить внешними средствами.

А. Лекен был выходец из любительского театра, который небезуспешно соперничал с «Комеди Франсез». Один из спектаклей этого театра посетил Вольтер. Лекен не только играл в нем, но и был его постановщиком. Он познакомился с Вольтером и попросил его позаниматься с ним актерским мастерством, на что Вольтер согласился. Через несколько месяцев Лекен был принят в труппу «Комеди Франсез». Последние двадцать лет своей жизни Лекен занимался режиссурой. В 1759 г. сцена была освобождена от зрителей, сидевших до этого чуть ли не рядом с актерами. Лекен был первым режиссером, начавшим осваивать эту обновленную сцену.

Театр «Комеди Франсез» обладал (и обладает) огромным авторитетом в Европе. Всемирно известными, признанными актерами становились те, кому выпала честь выступить на сцене «Комеди Франсез». И ныне театр «Комеди Франсез» сохранил за собой право определять известность того или иного мастера сцены.

В период революции 1789-1794 гг. положение театра «Комеди Франсез» менялось, но он оставался ведущим театром Франции. В 1791 г. Учредительным собранием был принят декрет, который отменял деление театров на привилегированные и непривилегированные, все театры были уравнены в правах, ликвидированы субсидии и монополии, объявлена свобода частной инициативы – каждый гражданин имел право открыть театр и ставить в нем любые пьесы. В Париже в течение одного года открылось 18 новых театров. Вводилось авторское право, т.е. театр мог ставить пьесу только с согласия автора. В годы революции рождается идея народного театра («театра народа»). Эти идеи будут впоследствии развиваться до ХХ века и далее.

Театр «Комеди Франсез» был переименован революционным правительством в «Театр Нации». В самом театре не было политического единства: часть труппы революцию не принимала, была настроена монархически, другая часть труппы, напротив, восторженно приветствовала революцию и хотела ей служить. В конце концов в театре произошел раскол: часть труппы во главе с молодым актером Тальма организовала свой театр – «Театр Республики». Так образовалось два театра – «Театр Нации» с «монархическим» репертуаром и «Театр Республики» с революционным репертуаром.

Возрождение и воссоединение труппы театра «Комеди Франсез» произошло в 1799 г. и ознаменовано постановками «Сида» Корнеля и «Школы мужей» Мольера.