logo search
История искусств

Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко

XVII век в музыкальном искусстве - время радикальной перемены стиля, время дерзновенных композиторских открытий и достижений. Барокко (итал. barocco - причудливый, вычурный, странный) - преобладающий стиль новой эпохи с конца ХVI до середины ХIХ в. (примерно 1600-1750). Эпоху барокко в музыке открывает Дж. Габриэли, “флорентийская камерата” и Монтеверди, а венчают Бах и Гендель.

Осознание человеком своего несовершенства, своей зависимости от природы и общества приходит на смену цельному, ясному представлению ренессансного гуманизма.

В центре внимания музыки барокко - личность в ее сложных, многоплановых взаимоотношениях с миром, воплощение богатого внутреннего мира человека, движений чувств, их развития и противоборства. Драматизм, порою трагизм мироощущения, подчеркнутая драматическая патетика, напряженная динамика, столкновение контрастов (света и мрака, возвышенного и низменного, углубленного лиризма и пышной декоративности) - характерные черты образного строя.

Композиторы тяготеют к созданию монументальных художественных концепций, крупных многочастных (циклических) форм, стремятся к синтезу поэзии и музыки. Воздействие риторики на музыку и формирование музыкально-риторических фигур. Основополагающая роль Италии в становлении ведущих вокальных и инструментальных жанров и стилистических закономерностей. Выдвижение на первый план музыкально-театральных жанров и прежде всего - оперы. Возникновение кантаты и оратории, их развитие параллельно с оперой.

Формирование нового склада в музыке - гомофонии. Появление на первом плане солирующей мелодии, способствующей воплощению индивидуализированного начала, и гармонического сопровождения остальных голосов. Расцвет искусства сольного пения, дуэтов и терцетов. Дальнейшее развитие полифонии, обогащенной достижениями гомофонии. Феномен basso continuo как идеальный компромисс между гомофонией и полифонией.

Развитие инструментальной музыки, жанров сюиты, сонаты, увертюры, концерта для оркестра (concerto grosso) и cольного концерта. Новые формы музыкальной исполнительской практики: появление общедоступных театров и открытых публичных концертов.

Тема 80. Возникновение оперы Историческая подготовленность появления оперы в духовной атмосфере итальянского Возрождения. Сближение театра и музыки в итальянской художественной жизни XV-XVIвв. “Новый стиль” (stile nuovo) в итальянском мадригале: выделение солирующего верхнего голоса.

"Флорентийская камерата Барди-Корси”. Художественный идеал камераты - греческая трагедия. Эстетическая программа камераты - утверждение главенствующей роли слова в союзе “слово-музыка” и “нового стиля” пения, отрицание ведущего значения вокально-хоровой полифонии. Идея музыкально-поэтического синтеза в творчестве Винченцо Галилея и в его трактате “Диалог о старинной и современной музыке” (1581).

Первые образцы оперы: “Дафна” (1594) - favola in musica и “Эвридика” (1600) - dramma per musica. Автор текста - поэт О. Ринуччини, авторы музыки - Я. Пери и Дж. Каччини. В центре внимания - мелодия, связанная со словом. Поиски нового вокального стиля. Близость ранней флорентийской оперы к пасторальной сказке.

Клаудио Монтеверди (1567-1643). Первые оперы Монтеверди - “Орфей” (1607) и “Ариадна” (1608). Превращение придворного пасторального спектакля в музыкальную драму. Широта круга выразительных средств у Монтеверди, многообразие форм вокального письма. Расширение роли музыкальных инструментов в опере. “Коронация Поппеи” - последняя опера Монтеверди. Жанр исторической драмы. Блестящий вокальный стиль. Правдивость человеческих характеров. К. Монтеверди - уникальная для своего времени фигура, композитор, опередивший эпоху.

Первые оперы в Риме. “Смерть Орфея” С. Ланди (1619) и “Цепи Адониса” Д. Мадзокки (1625). Оперный театр Барберини. Жанровые разновидности римской оперы, связанной, с одной стороны, с религиозной тематикой, с другой - с народной комедией.

Опера в Венеции. Выход оперы к широкой аудитории - организация публичных оперных театров. Тесная связь венецианской оперы с характером венецианской театральной жизни. Утверждение в практике терминов “опера” и “либретто”.

Ф. Кавалли (1602-1676) и М.-А. Чести (1620-1669). Излюбленные сюжеты их опер - античные и исторические. Устоявшийся музыкальный стиль. Близость мелодий к народно-бытовым истокам. Песенный характер мелодий - ведущее начало у Кавалли и Чести. Четкая отделенность речитативов от арий. Обобщенная передача в музыке смысла и характера текста. Утверждение типичных оперных декораций в стиле барокко. Отсутствие прямых связей декораций с исполняемой музыкой, их условность. Роль М.-А. Чести в выведении национального оперного искусства за пределы Италии (гастроли в Вене, Париже).

Опера в Неаполе. Создание нового типа оперы - opera-seria. Значение консерваторий, готовивших певцов, инструменталистов, композиторов. А. Скарлатти (1659-1725) - основатель неаполитанской оперной школы. Основные жанры его творчества - опера, оратория, кантата. Монополия музыки в опере. Типизированный обобщенный характер чувств в музыке. Кристаллизация приемов музыкального письма. Преобладание вокального начала: арии и дуэты - средоточие выразительности в опере. Разнообразие типов и форм арий, их типизация. Виды речитативов и их роль в музыке оперы. Формирование так называемого “итальянского типа” увертюры. Значение творчества Скарлатти. Неаполитанская опера - итог столетнего развития нового музыкального жанра к концу XVII века.

Кантата и оратория. Тяготение этих жанров, наряду с оперой, к синтезу поэзии и музыки. Новая выразительность монодии с сопровождением. Общность музыкальных форм (речитативы, арии, ансамбли, хоры). Своеобразие жанров кантаты и оратории. Характерные образы и сюжеты. Кристаллизация кантаты и оратории в творчестве Дж. Кариссими (1605-1674). Влияние оперы на кантату и ораторию в творчестве А. Страделлы и А. Скарлатти. Дальнейшее развитие этих жанров за пределами Италии.

Инструментальная музыка. Определяющее значение в инструментальной музыке Италии скрипичного искусства. Выдвижение скрипки в качестве солирующего инструмента. Плеяда скрипичных мастеров: Гаспаро де Сало, семейства Амати, Страдивари, Гварнери.

Формирование преобладающего в XVII веке камерного ансамбля - трио-сонаты, в котором ведущую роль играют две скрипки в сопровождении basso continuo, исполняемого клавесином или органом. Формирование жанров сонаты, сюиты, концерта (concerto grooso и сольного). Две разновидности инструментальных ансамблей - церковная и камерная.

Значение болонской школы в развитии инструментальной музыки Италии. Крупнейшие представители этой школы - Дж. Б. Витали (1644-1692), Дж. Торелли (1658-1709). Зарождение концертирующего стиля, зрелость скрипичного письма и техники. Художественные достижения А. Корелли (1653-1713) - классика итальянской скрипичной музыки, основателя римской школы скрипичного искусства. Инструментальная музыка А. Вивальди (1678-1741). Развитие сольного концерта. Воздействие народно-бытового песенно-танцевального искусства на творчество Вивальди. Программность в музыке композитора. Влияние искусства Вивальди на европейскую инструментальную музыку.

Органная и клавирная музыка в Италии. Выдающаяся роль Дж. Фрескобальди (1583-1643), органиста собора св. Петра в Риме. Богатство и разнообразие жанров, импро-визационная свобода и смелость музыкальных форм как в органной, так и в клавирной музыке.

Значение Д. Скарлатти (1685-1757) в развитии музыки для клавесина. Широкий круг образов его сонат. Жанрово-бытовые истоки, коренящиеся в итальянской народной песне, космической опере. Новаторство в области клавесинной техники.