logo search
История театра - Лекции

Английские гуманисты

Гуманистическое движение формировалось в Англии в процессе борьбы с католицизмом, который выражал идеологию феодальной реакции. Эту борьбу вела сама королевская власть. Эту борьбу поддерживала буржуазия и новое дворянство: церковные земли переходили в их собственность.

Таким образом, гуманизм имел мощную поддержку и открыто вел свою антиклерикальную критику – с подмостков народного и придворного театров.

Томас Мор (1478-1535) – философ, писатель, автор романа «Утопия», в котором рисует общество, где нет эксплуатации и частной собственности, общество, в котором все равны перед законом. Это первое, во многом наивное представление о социалистическом обществе, за что Томаса Мора называют социалистом-утопистом.

Томас Мор поддерживал королевскую власть; он достиг высокого поста лорд-канцлера. Но Генрих VIII боролся с католической церковью, мешавшей установлению его абсолютной власти. А Томас мор был по вере католиком, и он отказался отречься от своей веры и принять англиканскую церковь. За это он был обвинен в государственной измене и казнен.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – философ-материалист. Он придавал огромное значение знаниям, полученным в результате эксперимента, высоко ценил естественные и точные науки (математику, физику, астрономию).

Кристофер Марло (1564-1593) – гениальный драматург, истинный родоначальник английской ренессансной драмы. Сын сапожника, бедняк, обучавшийся на гроши и достигший звания магистра. После окончания Кембриджского университета ему открывалась духовная карьера. Но он отказался от нее в пользу литературной и театральной деятельности. Он отличался не только глубокой начитанностью, но и дерзостным вольномыслием, смелостью, независимостью суждений. В трагедии «Тамерлан Великий» он, по словам своего современника, «изгоняет Бога с небес руками Тамерлана». Королевский Тайный совет усмотрел в этой трагедии призыв к смуте, и по его приказу подосланным агентом Марло был убит.

Томас Кид (1557-1595) – драматург, автор ряда трагедий, положивший начало жанру трагедии мести на английской сцене. В его трагедиях (например, в «Испанской трагедии») герой мстит своим врагам за убийство сына и гибель жены, в конце погибает сам. Ему принадлежит одна из первых версий о Гамлете в драматургии.