Итальянский театр Возрождения
Итальянские гуманисты первыми создали новый тип драматургии, которая стала исходным началом для всего последующего развития европейской драмы в формах комедии, трагедии и пасторали.
Трагедия и комедия возникли по образцам античного театра, а пастораль возникла из поэзии, связанной с песнями пастухов, рисующей мирную пастушескую жизнь и идеальную любовь.
Пьесы итальянских гуманистов ставились не для широкой публики; их зрителями были аристократы, ученые. Ставились пьесы силами любителей и не имели систематического характера. Назовем несколько имен – это Лудовико Ариосто, придворный комедиограф Феррарского герцога, автор «ученой комедии» под названием «Комедия о сундуке». Это всевластный государь Флоренции Лоренцо Медичи, ученый гуманист, превосходный поэт; ему принадлежит текст «Представления о святых Иоанне и Павле», а также комедия «Аридозия». Перу великого ученого и философа Джордано Бруно принадлежит комедия «Подсвечник», в которой он изобразил развратников, педантов, шарлатанов и тот культурный и социальный фон, на котором произрастают эти явления.
Лучшей из всех итальянских комедий XVI века считается «Мандрагора» (1514). Ее автор флорентийский писатель, историк, крупнейший мыслитель, создатель политической науки в новой Европе и коварный политик, смелый атеист Никколо Макиавелли (1469-1527). В этой комедии он дает бытовую иллюстрацию для некоторых своих широких политических конструкций.
Но знаменитым театральным явлением был не этот придворный театр.
Живой народный театр, связанный с народным фарсом и городскими карнавальными зрелищами, пошел самостоятельной дорогой. Он был независим от литературной драмы. Оформился он к середине XVI века как театр импровизационной комедии – комедии дель арте (commedia dell’arte).
Комедия дель арте была высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения и в значительной степени способствовала профессионализации всего европейского сценического искусства.
Существовавший в Италии разрыв между литературной драматургией и сценической практикой привел к тому, что новый театр рождался самостоятельно, без непосредственного влияния и поддержки гуманистов.
Во всех странах Европы писатели-гуманисты станут активными строителями нового театра, а в Италии в создании комедии дель арте участия не принимали. Своим происхождением итальянский профессиональный театр обязан только актерам. Итальянские актеры выработали у себя удивительную способность к импровизации, что и позволило им создавать спектакль без помощи написанного драматического текста. Текст рождался прямо на глазах у зрителей, по ходу спектакля.
Источником, живительной почвой для такого импровизационного театра были городские карнавальные зрелища. Именно отсюда на сцену комедии дель арте пришли ее маски, очень популярные в карнавалах. Атмосфера карнавального веселья определила динамику спектаклей комедии дель арте, обилие в них песен, плясок и всяческих трюков, озорства, изобретательства. Другим источником был фарс.
Импровизационные спектакли комедии дель арте имели в своей основе только сценарии. Сценарий тем отличается от пьесы, что в нем дается лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Руководствуясь этими указаниями, актеры сами должны по ходу спектакля уметь строить наиболее увлекательное, логически обоснованное целостное действие.
Сценарии были в основном комедийные. С начала XVII века стали издавать сборники сценариев, так как число трупп комедии дель арте значительно увеличилось, а не всякий коллектив был способен сам сочинять для себя сценарии. Авторами и составителями сборников были чаще всего главные актеры трупп.
Расцвет комедии дель арте приходится на середину XVII века. В каждом крупном городе Италии была своя труппа комедии дель арте. Генуя, Мантуя, Венеция, Болонья, Флоренция, Милан, Турин, Верона, Пиза, Падуя и другие города обладали своими актерскими труппами комедии дель арте, которые соперничали между собой.
- Л.М. Петрова
- Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.
- П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а
- Античный театр древняя греция
- Устройство античного театра
- Греческая драматургия
- Эсхил (525 – 456 г.Г. До н.Э.)
- Софокл (496-406 г.Г. До н.Э.)
- Еврипид (485-406 г.Г. До н.Э.)
- Греческая комедия
- Аристофан (446-385 г.Г. До н.Э.)
- Менандр (343/2 – 292 г.Г. До н.Э.)
- Античная теория искусства
- Платон (427-347 гг. До н.Э.)
- Театр древнего рима
- Появление литературной драмы в Риме
- Римская комедия
- Плавт (254 – 184 г.Г. До н.Э.)
- «Наука поэзии» Горация
- Организация театральных представлений в Риме.
- Значение античного театра и античной культуры
- Истоки средневековой культуры
- Содержание средневекового искусства
- Формы театрального искусства средневековья
- Эпоха возрождения Италия – родина Возрождения
- Итальянский театр Возрождения
- Маски комедии дель арте
- Мировое значение комедии дель арте.
- Испанское возрождение. «Золотой век» испанского театра.
- Устройство театра и организация театральных зрелищ.
- Организация театрального дела в Испании
- Английское возрождение Английский театр
- Особенности исторического развития Англии в XVI веке
- Английские гуманисты
- Английская драматургия и театр в XVI веке
- Устройство театра
- Шекспир (23 апреля 1564 – 23 апреля 1616)
- Английский театр после Шекспира
- Значение английского театра Возрождения
- Эпоха классицизма. Французский театр классицизма
- Драматургия классицизма
- Классицизм в искусстве актера и в сценографии. (о том, как шел процесс развития театра классицизма)
- Английский театр эпохи Просвещения
- Разработка теории актерского искусства в XVIII веке
- Таким образом, только обладая и разумом и чувствительностью, актер будет трогать зрительный зал как в трагедии, так и в комедии.
- Французское Просвещение. Французский театр.
- Вольтер (1694-1778)
- Театральное искусство
- Итальянский театр эпохи Просвещения
- Немецкий театр эпохи Просвещения.
- Драматургия Шиллера.
- Эстетика Шиллера
- Сценическое искусство Германии
- Стилевые тенденции эпохи Просвещения
- Русский театр от истоков до конца XVIII века
- Культура и театр русского средневековья
- Русское народное прикладное искусство Русский фольклор и фольклорный театр
- Формы русского средневекового театра
- Скоморохи на Руси.
- Театр при Алексее Михайловиче
- Художественная культура и театр России в первой половине хiх века
- Комедия начала XIX века
- Актерское искусство
- Декорационное оформление спектаклей начала XIX века
- А.С. Грибоедов и театр
- Сценическая история комедии «Горе от ума»
- О трактовках образа Чацкого на сцене
- Русский романтический театр
- А.С. Пушкин и театр
- Сценическая судьба трагедии «Борис Годунов».
- «Маленькие трагедии»
- Сценическая судьба «маленьких трагедий»
- Значение драматургии Пушкина в развитии русского театра.
- Н.В. Гоголь и театр
- История и эстетика театра
- Часть II. Мировой театр XIX века Европейский театр XIX века (до 1871 г.) Введение
- Французский театр Театр периода Великой Французской революции
- Театр начала XIX века
- Актерское искусство Франции периода романтизма.
- Сценическое искусство
- Английский романтический театр
- Актерское искусство
- Немецкий романтический театр
- Итальянский театр периода романтизма.
- Европейский театр конца XIX века
- Введение
- Французский театр
- Актерское искусство
- Скандинавский театр
- Английский театр
- Актерское искусство
- Немецкий театр
- Создание Свободной сцены
- Итальянский театр
- Русская художественная культура и театр второй половины XIX века
- Сатирическая драматургия
- Борьба за осуществление театральной реформы.
- Осуществление театральной реформы
- А.П. Чехов и театр
- Театральное учение к.С. Станиславского и мировой театр