logo search
История искусств

Тема 12. Творчество Джузеппе Верди

Джузеппе Верди (1813-1901). Историческое значение творчества Верди в итальянской и мировой музыке. Участие Верди в национально-освободительном движении и отражение этого движения в его искусстве. Народные истоки мелоса. Особенности оперной реформы Верди. Создание реалистической музыкальной драмы.

Ранние историко-героические романтические оперы: “Набукко”, “Ломбардцы”, “Битва при Леньяно”. Тема борьбы с насилием и тиранией - одна из основных в этих операх. Поиски Верди художественно-ценного либретто (оперы на сюжеты Шекспира, Шиллера, Гюго, Байрона). Тема социальной несправедливости в операх начала 50-х годов (“Риголетто”, “Трубадур”, “Травиата”). Усиление в этих операх реалистического начала. Психологическая разносторонняя характеристика героев. Черты нового в трактовке традиционных форм итальянской оперы - речитатива, арии, ансамблей. Использование бытовых жанров как средства характеристики.

Творческие искания Верди в 50-60-х годах. Воплощение темы борьбы с тиранией в операх “Сицилийская вечерня”, “Бал-маскарад”, “Дон Карлос”, расширение круга выразительных средств в них. Оригинальное переосмысление драматургии “большой” оперы. Верди о концепции музыкальной драмы Вагнера.

"Аида”. Идея протеста против национального угнетения и борьба за личную свободу - основа драматического конфликта этой оперы. Углубление индивидуальных характеристик, возрождение в вокальных партиях мелодики bel canto. Драматургическая роль оркестра, хора.

"Реквием” памяти А. Мандзони, его гуманистическая и гражданская направленность.

"Отелло” - вершина творчества Верди. Теснейшая связь музыки и действия при сохранении лучших традиций итальянской оперы. Музыкальная драматургия “Отелло”.

Комическая опера “Фальстаф”. Привнесение в комедийный жанр особенностей музыкально-сценической драмы.

Верди и музыкальный театр ХХ в.