logo search
История искусств

Тема 11. Театр XIX века

Исторические условия развития театра первой половины XIX века. Общественный подъем в России первой четверти XIX века. Декабристы, их влияние на драму и театр.

Патриотические трагедии В. А. Озерова.

Е. С. Семенова (1786—1849) — петербургская актриса. Роли в трагедиях В. А. Озерова. Национальные черты творческого метода. Уроки И. А. Дмитревского, Н. И. Гнедича, формировавшие актрису. Состязание с французской актрисой Жорж и победа Семеновой в роли Аменаиды (“Танкред” Вольтера). Пушкин о Семеновой.

А. С. Яковлев (1773—1817) — петербургский актер. Легендарные и исторические герои в традиционном репертуаре: Димитрий Донской, Агамемнон, Орест, Чингиз-хан. Яковлев — первый русский исполнитель ролей Гамлета и Отелло. Привнесение жизненных деталей в роли. Участие в журнальной полемике. Ранний романтизм в творчестве Яковлева. Автобиографический характер творчества. Тяготение Яковлева к мелодраме. Романтические мотивы в роли барона Мейнау (“Ненависть к людям и раскаяние” Коцебу).

А. А. Шаховской (1777—1846) — родоначальник русского водевиля, руководитель труппы петербургского театра, режиссер и педагог.

Водевиль — один из самых популярных жанров русского театра первой половины XIX века. Его авторы: А. А. Шаховской, А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, Ф. А. Кони, Д. Т. Ленский, В. А. Соллогуб, П. А. Каратыгин.

А. С. Грибоедов (1795—1829) и русский комедийный репертуар первой трети XIX века. Первая постановка “лирической исповеди” Грибоедова “Горе от ума” на сценах Большого театра в Санкт-Петербурге и Малого в Москве (1831).

А. С. Пушкин (1799—1837) и утверждение “истинного романтизма” в русской драматургии и театре. Пушкин об актерском искусстве. Взгляды Пушкина на драму и театр. Статьи “Мои замечания об русском театре”, «О народной драме и драме “Марфа-Посадница”». Принципы пушкинской театральной эстетики.

Драматургический метод Пушкина в “Борисе Годунове”. Новаторский общественно-политический тип трагедии. Образ народа в структуре произведения. Реализм характеров, нравов, исторических событий. Трагизм образа Бориса Годунова. Историчность и художественное обобщение. Введение новых приемов сценической выразительности.

Маленькие трагедии” Пушкина как монументальная по смыслу тетралогия. Художественное своеобразие трагедий. Лаконизм выразительных средств. Глубина изучения человеческих страстей. Особенности образов, драматического конфликта, внешнего и внутреннего действия, диалога, монолога, композиции. Поэтический тип драмы. Законы трагедии и лирики.

Запрет к постановке “Горя от ума” до 1831 года, “Бориса Годунова” — до 1866 года. Опосредованное воздействие драматургии Грибоедова и Пушкина на эстетику русского театра.

Водевильный и мелодраматический репертуар. Открытие в Москве Малого театра (1824).

Период реакции после подавления восстания декабристов.

Романтизм в русском театре. Романтический метод в драматургии. Особенности конфликта в романтической драме. Поиски положительного героя и романтическое отрицание обыденности. Трагический разрыв между гуманистическими идеалами героя и действительностью. Исключительность характеров романтических героев. Проблема лишнего человека. Поэтические выразительные средства романтической драмы. Философский и исторический пласты драматургии.

Маскарад” М. Ю. Лермонтова — лучшее произведение драматургии русского романтизма. Реализация творческого метода романтизма в пьесе. Особенности конфликта, действия, системы образов, жанра. Запрет “Маскарада” к постановке до 1862 года.

Романтическое актерское искусство.

П. С. Мочалов (1800—1848) — актер Малого театра. Романтизм в творчестве Мочалова. Мочаловский сценический герой. Барон Мейнау (“Ненависть к людям и раскаяние” Коцебу), Фердинанд (“Коварство и любовь” Шиллера), Жорж Жермани (“Тридцать лет, или Жизнь игрока” Дюканжа). Творческий расцвет Мочалова в 1835—1840 годах. Мочалов — Гамлет. Связь роли с общественной атмосферой последекабрьского десятилетия. Особенности перевода трагедии Полевым. В. Г. Белинский об этой роли. Споры о Мочалове.

В. А. Каратыгин (1802—1853) — актер Александринского театра. Творческая эволюция от классицистского метода к романтизму. Внешняя подробность исторических деталей. Романтические образы Каратыгина: Фердинанд (“Коварство и любовь” Шиллера), Карл Моор (“Разбойники” Шиллера), Велизарий (“Велизарий” Шенка). Профессиональная разработка ролей, высокое техническое мастерство. Снижение философского смысла ролей Гамлета, Отелло, Лира. В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. А. Григорьев, А. И. Герцен о Каратыгине.

Сравнение Каратыгина с Мочаловым, петербургской актерской школы — с московской.

Критический реализм в русской драматургии и театре. Значение Н. В. Гоголя в разработке и утверждении его принципов. Взгляды Гоголя на общественную роль театра, его этические задачи. Теория “общественной комедии”.

Сатирическая комедия “Ревизор”. Масштаб обобщения в пьесе. Образ России. Социально-психологический смысл “хлестаковщины”. Традиция натуральной школы. Фарсово-гротесковое решение достоверного жизненного материала в комедиях нравов “Женитьба” и “Игроки”.

Н. В. Гоголь — теоретик актерского искусства и режиссуры. Гоголь и М. С. Щепкин.

М. С. Щепкин (1788—1863) — актер Малого театра, реформатор русской сцены. Разработка и утверждение Щепкиным основных принципов критического реализма в русском актерском искусстве, его борьба за правду жизни в театре, за простоту и естественность приемов воспроизведения жизни на сцене. Близость его творчества натуральной школе русской литературы.

Образ “маленького человека” в русской литературе и щепкинские роли: Мошкин, Кузовкин (“Холостяк”, “Нахлебник” Тургенева), Муромский (“Свадьба Кречинского” Сухово-Кобылина).

Особенности щепкинских трактовок ролей Фамусова (“Горе от ума” Грибоедова), Городничего (“Ревизор” Гоголя), Утешительного (“Игроки” Гоголя), Гарпагона (“Скупой” Мольера).

Традиции М. С. Щепкина — основа русской реалистической актерской школы. М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, К. С. Станиславский о Щепкине.

А. Е. Мартынов (1816—1860) — актер Александринского театра. Демократические мотивы защиты “маленького человека” в творчестве Мартынова. Индивидуализация комедийных образов. Синичкин (“Лев Гурыч Синичкин” Ленского), Ладыжкин (“Жених из долгового отделения “ Чернышева). Близкая Достоевскому тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Мартынова. Глубокая психологическая разработка ролей Подколесина (“Женитьба” Гоголя), Мошкина (“Холостяк” Тургенева), Тихона (“Гроза” Островского). Мольеровские роли Мартынова: Гарпагон (“Скупой”), Жеронт (“Плутни Скапена”). Близость Мартынова к демократическому направлению русской общественной мысли 1850-х гг.

В. В. Самойлов (1813—1887) — актер Александринского театра. Острая характерность, создание отточенной, яркой формы ролей. Разработка гримов, костюмов, пластики образов. Использование рисунка при создании роли. Тонкое ощущение авторского стиля. Самойлов — Кречинский (“Свадьба Кречинского” Сухово-Кобылина). Роли в исторической драматургии: Иоанн Грозный, Ришелье, Велизарий. Философская трактовка роли Гамлета. Режиссерская деятельность.

Музей-квартира В. В. Самойлова в Санкт-Петербурге.

Исторические условия развития театра во второй половине XIX века. Буржуазные реформы начала 1860-х годов. Общественная критика и театр: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, А. А. Григорьев.

Журналы “Современник”, “Отечественные записки” о русской драме и актерах.

А. Н. Островский (1823—1886) — реформатор русской драматургии, создатель национального реалистического репертуара, театральный и общественный деятель, публицист и теоретик театра. Диапазон явлений жизни в драматургии Островского. Правдивость в изображении современного русского быта.

Развитие Островским традиций общественной комедии, творческих принципов натуральной школы. Периодизация творчества. Жанровое разнообразие пьес — от комедии нравов до социально-психологической драмы, от исторической пьесы до пьесы-сказки. Аналитический характер драматургии Островского. Изображение и обобщение повседневной действительности, типичные характеры и явления. Новаторские художественные средства и драматургические приемы. Характерные образцы драматургии разных периодов: “Свои люди — сочтемся” (1849), “Бедность не порок” (1853), “Доходное место” (1856), “Гроза” (1859), “На всякого мудреца довольно простоты” (1868), “Горячее сердце” (1868), “Лес” (1870), “Бесприданница” (1878).

Эволюция русского театра, связанная с утверждением в репертуаре пьес Островского. Новый этап реализма. Малый театр — “Дом Островского”. Развитие идей Островского в драматургии и театре.

Актерское искусство в эпоху А. Н. Островского.

П. М. Садовский (1818—1872) — актер Малого театра. Творчество Садовского — новый этап в реалистическом актерском искусстве. Развитие принципов М. С. Щепкина. Соотношение быта, нравов и характеров, появление персонажей нового типа. Слияние актера с образом. Индивидуальная характерность в ролях. Создание сценического национального типа.

Исполнение 30 ролей в пьесах Островского. Единство эстетики драматурга и актера. Исполнение ролей в пьесах Сухово-Кобылина, Тургенева, Мольера.

Династия Садовских на сцене Малого театра.

Л. П. Никулина-Косицкая (1827—1868) — актриса Малого театра. Органичность сочетания романтизма и реализма в ролях 1850—1860-х годов на материале русской современной драмы.

Женские образы в драматургии Островского, их утверждение на сцене Малого театра. Создание ряда образов под непосредственным руководством драматурга.

Воплощение драматургии А. Н. Островского в Александринском театре.

П. В. Васильев (1832—1879) — продолжатель мартыновской традиции актерского искусства. Образ “маленького человека”. Роли в комедиях Гоголя. Особенности игры Васильева в пьесах Островского.

М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) и театр. Сатирическая драматургия Салтыкова-Щедрина: “Смерть Пазухина”, “Тени”.

Исторические условия развития театра 1870—1890-х гг.

Противоречивый характер театра 1880—1890-х гг.

Отмена монополии дирекции императорских театров на устройство публичных спектаклей в столицах (1882). Развитие частных театров. Внутритеатральные реформы. Отмена бенефисов. Назначение заведующих репертуаром, режиссеров. Приглашение художников для оформления отдельных спектаклей.

Искусство актеров Малого театра в конце XIX века. Значение Малого театра для демократической общественности.

Г. Н. Федотова (1846—1925), ученица Щепкина. Связь ее творчества с общественным подъемом 1860-х годов. Детальная работа Федотовой над ролями. Небытовое решение ролей в пьесах Островского. Роли в шекспировском репертуаре. Участие в первых постановках пьес Г. Ибсена на русской сцене. Режиссерская и педагогическая деятельность Г. Н. Федотовой.

М. Н. Ермолова (1853—1928). Связь ее искусства с освободительными идеями. Высокий романтический пафос в образах Жанны Д’Арк (“Орлеанская дева” Шиллера), Лауренсии (“Овечий источник” Лопе де Вега). Ермолова — Мария Стюарт (“Мария Стюарт” Шиллера) в дуэте с Г. Н. Федотовой — Елизаветой. Участие в пьесах Островского. М. Н. Ермолова — “адвокат своих ролей”. Ермолова — первая народная артистка республики (1920).

А. П. Ленский (1847—1908). Широта творческого диапазона. Исполнитель главных ролей в русском и зарубежном трагедийном и комедийном репертуаре. Педагогическая и режиссерская деятельность А. П. Ленского. Организация Нового театра (1898).

А. И. Сумбатов-Южин (1857—1927). Актер, драматург, теоретик театра, режиссер, педагог, выдающийся театральный организатор и руководитель. Сочетание реализма и романтики в актерском методе Южина — “реалистическом романтизме”. Выступления в драматургии Лопе де Вега, Шиллера, Гюго, Шекспира, Грибоедова, Островского. Народный артист республики (1922).

Искусство актеров Александринского театра конца XIX века. Новое поколение актеров 1870—1890-х годов и начала ХХ века.

В. Н. Давыдов (1849—1925) — продолжатель традиций Щепкина и Мартынова, крупнейший мастер реалистического актерского искусства. Новаторство Давыдова. Психологический анализ образов. Борьба за образцовый классический и современный репертуар. Давыдов — учитель поколения актеров петербургской сцены. Присуждение почетного звания Народного артиста республики (1922).

М. Г. Савина (1854—1915). Творчество актрисы — одна из вершин критического реализма в актерском искусстве. Савина — психологическая актриса нового типа. Изображение социальных типов и индивидуальных характеров современной женщины. Неровный репертуар Савиной. Эволюция творчества. Общественная деятельность Савиной. Организация Российского театрального общества.

К. А. Варламов (1849—1915). Сочетание ярчайшей театральности и глубокого психологизма в сатирических, фарсовых, трагикомедийных ролях актера. Значение импровизации в игре.

Исключительная популярность Варламова. Разнообразие репертуара: исполнение более тысячи ролей. Варламов — исполнитель комедийных ролей в зарубежной классике.