Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
Абсолютная монархия как цивилизующий центр, основоположник национального единства - конец XV (царствование Людовика XI) - XVI вв. (Карл VIII, Людовик XII, Франциск I). Начало французского Возрождения. Французские рыцари и культура итальянских городов. Величайшие писатели Возрождения - Бонавентура Деперье, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. 30-е годы XVII в. Расцвет абсолютизма и формирование общенациональной культуры и искусства классицизма. Пьер Ронсар и поэты Плеяды. Франсуа де Малерб - выдающийся поэт и теоретик нового художественного направления.
Театр “Маре” (1629) в Париже (1634), его руководитель Гильом Мондори (1594-1651) - постановщик драматургии Корнеля, выдающийся актер. Трагический актер театра “Маре” (с 1640) Флоридор (1608-1671) - исполнитель главных ролей в трагедиях П. Корнеля после ухода со сцены Г. Мондори. Новая манера исполнения трагедии, привнесенная им в стиль “Бургундского отеля” (с 1643) и противостоящая жеманности и напыщенности Монфлёри, Бельроза и других. Покровительство кардинала Ришелье театру “Маре”. Формирование классицизма как ведущего направления во французском искусстве XVII в. Классицизм и рационализм Декарта. Отказ от ренессансных принципов свободы личности. Сознательное подчинение личности законам разума и долга, выражающим интересы абсолютизма. Эстетика классицизма, ее нормативный и сословный характер. Ориентация на вечные ценности и античные образцы. “Облагороженная природа”, истина, разум - эстетические критерии нового направления. Поэтика классицизма. Теория жанров. Закон трех единств. Концентрация действия во времени и пространстве драматического произведения. Классицистский театр как театр мысли и слова, как интеллектуальный театр. Основные этапы классицизма, его общеевропейское значение.
Пьер Корнель (1606-1684) - основоположник классицистской трагедии во Франции. Биография.
Дебют: комедия в стихах “Мелита” (1629, Париж, труппа Мондори), одобренная кардиналом Ришелье. Цикл стихотворных комедий (“Субретка”, 1633; “Королевская площадь”, 1634); обращение к античным сюжетам (“Медея”, 1634); размышления об актерской профессии (“Иллюзия”, 1636). Формирование классицизма как творческого метода Корнеля. Трагедия “Сид” (1636, театр “Маре” в Париже) - первая национальная классицистская трагедия, изображающая основной конфликт классицизма как борьбу между чувством и долгом, как столкновение частного и общественного, интересов личности и государства.
Трагедии “Гораций” и “Цинна, или милосердие Августа” (обе в 1640, театр “Маре”) как последовательное воплощение классицистской доктрины, произведения “первой манеры” Корнеля. Обращение автора к политической, общественной проблематике на материале римской истории - разных периодов. Изображение борьбы за централизацию государственной власти, отрешение человека от индивидуалистических побуждений и страстей во имя общего блага, во имя разума.
Изменение общественно-политических взглядов Корнеля под воздействием движения Фронды (1648-1653), их отражение в трагедиях Корнеля “второй манеры” - “Родогюна” (1647) и “Никомед” (1651).
Кризис картезианства. Черты стиля барокко в творчестве Корнеля: усложненность фабулы, гиперболика и неистовство страстей, витиеватость психологических характеристик. Новое освещение активных героев как честолюбцев и тиранов. Борьба за власть, перевороты, интриги, заговоры, преступления, смерть - основные мотивы трагедий. Нарастающий пессимизм взглядов Корнеля на разумные начала жизни и человека.
Неудачи и упадок творчества последнего периода. Теоретические взгляды Корнеля - “Рассуждения о драматической поэзии” и послесловия к пьесам. “Строгая муза старого Корнеля” в оценке А. С. Пушкина. Корнель в России.
Жан Расин (1639-1699) - создатель любовно-психологической трагедии как совершенного произведения классицистской драматургии. Изображение внутренней жизни человека, сильной и цельной страсти в творчестве Расина как новая ступень классицизма в развитии, противостоящая суровой героике и величавости Корнеля. Биография Расина. Соединение глубокой учености и религиозности (янсенистское образование в Пор-Рояль) с мироощущением жизнерадостной, страстной натуры.
Склонность Расина к поэтическому творчеству, любовь к театру и античной литературе. Первые произведения: трагедии “Фиваида” (1664) и “Александр Великий” (1665) для труппы Мольера. “Андромаха” (1667, “Бургундский отель”) - типично расиновская трагедия на античный сюжет (Гомер, Еврипид, Вергилий). Неприятие Расином деспотизма и гнета. Образ Андромахи. Верность долгу, нравственная стойкость героини высший критерий человека. Столкновение человека долга и разума с героями воли и эгоистических стремлений (Пирр), роковых страстей (Орест). Образы невинной страдалицы (Андромаха) и тиранической женщины (Гермиона) в их контрастном противопоставлении как два основных типа расиновских героинь. Одни из них влекомы к безумию, преступлению, гибели; другие - к нравственной победе.
"Британик” (1669), первая трагедия из римской истории. Проблема идеального монарха и его обязанностей перед подданными.
"Береника” (1670), высокий гуманизм самой лирической трагедии Расина. Борьба между чувством любви римского императора Тита к иудейской царице Беренике и необходимостью разлуки с нею, необходимостью отрешения от страсти.
Нарастающий успех произведений Расина: “Баязет” (1672), трагедия гаремных страстей, “Митридат” (1673), любимая пьеса Людовика XIV; “Ифигения в Авлиде” (1674), оригинальная версия мифа как чисто семейной драмы с образами Клитемнестры и Ифигении в центре трагедии.
"Федра” (1677), вершинное создание Расина. Источники трагедии. Очеловечивание античного сюжета. Оригинальность истолкования образа Федры. Гибельность слепой страсти к пасынку Ипполиту, овладевающей героиней, - конфликт между страстью и совестью. Совмещение в образе Федры двух типов “расиновских женщин”. Изощренный психологизм Расина в обрисовке трагической смятенности мира героев, в показе внутренней дисгармонии, владеющей их душами.
Основные принципы расиновского творчества. Элементы рассудочности, придворной галантности, сословных приличий.
Стихотворный трактат Никола Буало (1636-1711) “Поэтическое искусство” (1674) - “коран” французского классицизма (А. С. Пушкин). Основные принципы и требования искусства классицизма к драматическому писателю, поэту, актеру.
Расин - режиссер и воспитатель актеров. Новый метод трагической декламации. Расин и Мольер. Расин в “Бургундском отеле”. Художественный канон классицистского исполнения трагедии. Трагические актеры и актрисы XVII в. Первая ученица Расина Тереза Дюпарк (ок. 1635-1668) в роли Андромахи. Мари Шанмеле (1641-1698) в расиновских трагедиях (Гермиона, Береника, Ифигения, Федра и др.). Флоридор (1608-1671). Монфлери (1610-1667).
Мольер (Поклен) Жан-Батист (1622-1673), создатель жанра высокой комедии на фундаменте традиций французского народного театра и ренессансного искусства. Своеобразие нового жанра - “…высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров … нередко она близко подходит к трагедии” (А. С. Пушкин). Современное содержание новой комедии. Ирония Мольера в адрес аристократической “прециозности”. Язвительный смех над семейным деспотизмом и патриархальной моралью буржуа. Сатира на пороки современного общества. Создание человеческих характеров, воплощающих ум, энергию, жизнерадостность. Классицизм Мольера. Преодоление сословной ограниченности и, частично, нормативной эстетики.
Путь к высокой комедии (“Смешные жеманницы”, 1659; “Школа мужей”, 1661; “Школа жен”, 1662). Полемическое утверждение программы нового направления в драматургии и театре (“Критика “Школы жен”, “Версальский экспромт” (1663) как “смешение приятного с полезным” (Вергилий). Творческий поединок с актерами “Бургундского отеля”, индивидуализация персонажей, философская глубина и веселые издевки, интеллектуальность творчества и яркая театральность сценической формы. Мольер - актер и методы его режиссуры. Широта диапазона. Роли. Актерская техника. Искусство актерской импровизации, склонность к переодеванию, техника сценической речи. Сценический костюм. Синтетизм приемов драматического, музыкального, танцевально-пантомимического театра.
Великие комедии Мольера: “Тартюф”, “Дон Жуан”, “Мизантроп”, “Скупой” - вершина творчества Мольера.
"Тартюф” (1664-1669) - сатирическая фреска “кабалы святош” (М. А. Булгаков). Модный порок лицемерия и “ядовитая гидра ханжества” (В. Г. Белинский) в образе Тартюфа, открытые Мольером через смех, как страшное социальное зло. Идеологическая набожность и показные добродетели как неуязвимый “костюм” Тартюфа. Трагические гримасы комедии и ее финала. Нарицательность Тартюфа. Тяжкая борьба Мольера с церковными властями за постановку “Тартюфа” (три редакции пьесы).
"Дон Жуан” (1665). Превращение ходового сюжета о севильском соблазнителе в сюжет о французском “злом вельможе”. Сложность истолкования Мольером центрального образа комедии. Соединение блестящего ума, дерзости, неотразимой привлекательности героя с его “волчьей хваткой”. Черный порок аристократической вседозволенности (как оборотная сторона безверия Дон Жуана) в сверкающей, манящей “упаковке” - аристократической избранности - новая и грозная мишень Мольера. Смешение комического и трагического, отклонения от классицистского канона. Склонность к шекспировским методам в построении композиции пьесы, характеров Дон Жуана и Сганареля. Близость структуре испанской комедии.
"Мизантроп” (1665) - образец высокой комедии. Столкновение “естественного” человека с “искусственными” людьми и испорченным обществом, единственными и главными ценностями которого почитаются обогащение, карьера. Образ Альцеста, его донкихотство, непримиримость, вера в благородство и любовь - исток собственных несчастий, постепенного разуверения во всем человечестве. Горечь комизма, мрачноватый интеллектуальный юмор пьесы. Философия “золотой середины” - образ покладистого Филинта как противоположность Альцесту, его мизантропии.
"Скупой” (1668). Фанатизм накопительства как основа комического у Мольера. Жизнелюбие Гарпагона, его ужасающая скаредность. “Отцы и дети”, юмор и бред взаимоотношений человека с собственными детьми, домочадцами, слугами, когда скупердяйство достигает апофеоза, формы легкого сумасшествия. Столкновение высокого и низкого, грубоватого юмора и зловещих предостережений. Мольеровские насмешки, шутки, парадоксы.
"Мещанин во дворянстве” (1670, королевский замок Шамбор и Версаль). Комедия-балет на музыку Ж. Б. Люлли. Связь музыки и драматического действия, речитатива и слова, танца и арии (“Жорж Данден, или Одураченный муж”, 1668; “Мнимый больной”, 1673) в комедиях-балетах Мольера, подготовивших появление жанра оперного спектакля в музыкальном театре Франции.
Фарс “Плутни Скалена” (1671) - наиболее часто исполняемая пьеса Мольера. Приемы французского фарса и итальянской комедии дель арте в ее разработке. Источник сюжета - комедия Теренция “Формион”. Сочетание “Теренция с Табареном”. Образ Скалена - жизнерадостного пройдохи, ловкого, умного слуги. Образы слуг и служанок в других комедиях Мольера. Мировое значение Мольера.
Основание театра “Комеди Франсез” (1680) в Париже. Мишель Барон и Адриенна Лекуврер.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы