Тема 4. Театр эпохи Возрождения
Ренессансная культура в Италии и ее этапы.
Духовные сообщества итальянских гуманистов: образ жизни, стиль общения. Замедленное развитие светского театра по сравнению с другими видами искусства. Пик итальянской гуманистической культуры - XV в., ее кризис - XVI в.
"Священные представления” и традиции литургической драмы. Два основных направления в итальянской театральной культуре: театр эрудитов (“ученый театр”) и комедия дель арте.
Жанр “ученой” комедии, ее выдающиеся представители: Лудовико Ариосто (“Шкатулка” или “Комедия о сундуке”, 1508), Биббиена (Бернардо Довици - “Каландрия” или “Комедия о Каландро”, 1513), Никколо Макьявелли (“Мандрагора”, 1514), Пьетро Аретино (“Придворная жизнь”, 1534; “Лицемер”, 1542), Джордано Бруно (“Подсвечник”, 1582).
Жанр трагедии. Представители жанра: Джанджорджо Триссино (“Софонисба”) и Пьетро Аретино (“Горации”, 1546).
Жанр пасторали: “Аминта” (1573) и великий итальянский поэт Торквато Тассо. “Аминта” Тассо - образец пасторальной драмы.
Ориентация театра итальянских гуманистов на просвещенную публику, придворного, аристократического и буржуазного зрителя.
Живопись итальянского Возрождения и изобретение перспективной декорации в начале XVI в.
Себастьян Серлио (“Об архитектуре”, 1545) - первый теоретик итальянской театральной архитектуры. Тип театрального здания как обработка античных, средневековых и ренессансных мотивов.
Пармский театр Фарнезе (1619), созданный Джованни Батиста Алеотти (1546-1636) - изобретателем кулисных декораций.
Театральная архитектура и декорационно-постановочное искусство барокко в XVII в.
XVII в. - период расцвета итальянской оперы - Клаудио Монтеверди, Франческо Кавалли и др. Открытие в Венеции первого ярусного оперного театра “Сан Кассиано” (1637). “Волшебник сцены” Джакомо Торелли (1608-1678) и усовершенствование им кулисных декораций и театральных машин. Итальянский ярусный театр в Европе.
Истоки и маски комедии дель арте: празднества в итальянских городах; карнавалы в Венеции; искусство средневековых гистрионов и жонглеров; любительские содружества ремесленников и карнавальных буффонов, их выступления с фарсами перед городской публикой (рубеж XV-XVI вв.); персонажи фарсовых и карнавальных представлений. Полупрофессиональный театр: “академия Оглушенных” и “конгрегация Грубых”; Анджело Беолько (1502-1542) - народный актер и драматург. Его пьесы на падуанском и других диалектах. Создание постоянных типов персонажей у Беолько. Беолько и образ крестьянина Рудзанте.
Первые театральные труппы комедии дель арте (середина XVI в.). Изабелла Андреини (создательница образа первой любовницы) и ее труппа “Джелози” (Франческо Андреини - Капитан, Джованни Андреини - влюбленный юноша).
Основные компоненты народной комедии: маски, сценарии, импровизация. Использование в сценариях комедии дель арте опыта “ученой комедии”. Характеристика типов-масок, их эволюция. Актеры - создатели знаменитых масок Арлекина, Панталоне, Бригеллы, Капитана, Доктоpa. Особенности актерской игры. Техника импровизационного спектакля: динамика, виртуозность приемов, музыка, пение, танец: синтетический характер спектакля-импровизации. Свободное общение с публикой.
Прославленные труппы комедии дель арте: “Джелози” (“Ревностные”, 1568), “Конфиденти” (1574, с Ф. Скале), “Федели” (“Верные”, 1601).
Гастроли итальянских комедиантов в Европе. Их воздействие на последующее развитие итальянского и зарубежного театра. Упадок итальянской комедии дель арте (середина XVII в.). Торжество штампов над свободным искусством, частных наблюдений над обобщением, чистой развлекательности над сатирическим изображением нравов.
Основные этапы испанского театра. Определяющее влияние итальянской гуманистической культуры на испанский театр первого периода (1492-1556). Поиск самостоятельных путей и расцвет испанского театра второго периода (его Ренессанс, 1556-1621). Испанская корона, идея “всемирной христианской монархии”, торжество католической церкви, костры инквизиции, упадок испанского театра третьего периода (1621 - конец XVII в.).
Истоки испанского театра. Романсеро как явление народного эпоса (драма - в лоне поэзии). Возвышенное толкование рыцарского долга и чести. Анонимная “Песня о Сиде” (XII в.) - поэтический эпос и тип драматического героя. Прообраз Сида - реальный исторический персонаж - один из вождей Реконкисты Родриго Диас. Сюжеты и образы романсов как основа пьес Гильена де Кастро “Юные годы Сида” и “Деяния Сида”. Миф в Древней Греции, карнавал в Италии, романсеро в Испании как основы театральной культуры.
Новеллистика, или повествовательная литература реалистического толка, - яркие характеры, остроумный диалог, живые зарисовки быта и нравов, стремительное фабульное развитие. Фернардо де Рохес, его многоактный роман в диалогах “Трагикомедия о Калисто и Мелибее” (“Селестина”, 1499) - “пребожественнейшая книга, хотя и слишком откровенная” (Сервантес). Основные образы “трагикомедии в диалогах для чтения”. Романтическая линия произведения - “упоительный грех любви” и смерть Калисто и Мелибеи. Жанровая линия произведения - ренессансная сочность и полнокровие образа сводни Селестины. Многоцветная ярмарка жизни “в ее распрях и битвах” как образ возрожденческой Испании. “Селестина” - предвестье грядущего испанского театра. Калисто - первый кабальеро испанской драмы, не признающий “другого владыки в небе”, кроме Мелибеи.
Коррида как образец зрелищной динамики, своеобразного народного театра, где соседствуют смех, патетика, страх, где смертельный поединок матадора с быком, игра со смертью - центральное событие старинного испанского спектакля. Действующие лица тавромахии - матадор: костюм, мулета, стальная эспада; тореро с розовым плащом; бандерильерос с бандерильями; пикадоры на конях; команда возниц на лошадях. Коррида и испанский национальный характер.
Хуан дель Энсина (1469-1534), первый драматический писатель, поэт, переводчик Вергилия (“Буколики”) на испанский, гуманист, воин, христианский проповедник. Энсина и жанр эклоги. Попытка сочетания в эклоге разных жанровых направлений: евангельские эпизоды, бытовые картины, куртуазная лирика пасторалей. Энсина - выдающийся композитор, придворный поэт и музыкант.
Торрес Наарро (ум. ок. 1531) и его сборник комедий “Пропалладия” (“Первое дело Паллады”, 1517). Влияние античных комедиографов Плавта и Теренция (прологи, деление пьесы на пять актов и т. д.). Теоретическое обоснование жанра комедии в предисловии к сборнику. Разделение комедий на два вида: комедии реальности и комедии вымысла (смешение комического и трагического, деление персонажей на “высоких” и “низких”, отказ от единства места и времени). Исключение религиозного начала. “Людская” и “Солдатня” - комедии реальности, “Именно” - комедия вымысла.
Университет в Саламанке - центр гуманистической науки и искусства, студенческая скамья почти всех деятелей театрального Ренессанса.
Рождение жанра аутос (одноактные пьесы на материалах эпизодов Священного Писания и житийной литературы). Темы аутос. Основные и второстепенные персонажи (из фарсов). Композиция аутос. Эволюция жанра аутос - “комедии о святых” и “ауто сакраменталь” в XVII в.
Появление актерских трупп. Синтетическая техника испанских актеров. Музыкальные интермедии, песенно-танцевальные номера, разработка речевой партитуры спектакля. Веселое племя хугляров (народные потешники) - исток испанского актерского искусства. Своеобразие испанской сцены и зрительного зала. Коралли - первые театральные здания для публичных спектаклей.
Лопе де Руэда (ок. 1510-1565) - родоначальник испанского профессионального театра. Актер, директор труппы, автор комедий, пасторальных диалогов. Создатель жанра “пасос” - забавных интермедий о мошеннике, дураке, негритянке, бискайце и т. д., помещенных посреди фарса. Остроумная проза, игра на гитаре, финальный танец простака, деление фарса на акты с предварительным вступлением (лоа). Народные типы, народный быт, народный юмор в пасос де Руэды.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) - великий испанский гуманист, прозаик, драматург, создатель героической трагедии “Нумансия” (1588) - символа свободолюбия, независимости, героизма испанцев. Интермедии (типично испанский жанр) - лучшие создания Сервантеса-драматурга: “Театр чудес”, “Саламанкская пещера”, “Удалой испанец”, “Лабиринт любви”. Драматургия Сервантеса - драматургия характеров и страстей. Пренебрежение интригой. Трехактное членение (вместо традиционного для испанской пьесы пятиактного). Введение “моральных фигур”, народных песенок, сопровождаемых пляской. Замена октавы (“Нумансия”) и белого стиха (“Алжирские нравы”) национальной стихотворной метрикой - пятистишием, романсом. Сервантес об актерском искусстве и общественном назначении театра.
Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635) - "чудо природы” (Сервантес), самый плодовитый и популярный драматург испанской сцены, автор эпопей, поэм, пасторалей, стихотворного трактата “Новое руководство к сочинению комедий в наше время” и одного из шедевров прозы XVII века - романа “Доротея”. Дар поэтической импровизации как исток безграничного жанрового и тематического многообразия творчества - определяющая черта личности и театральной поэзии Лопе де Вега.
Сфера идей, пронизывающих театр Лопе де Вега, - специфически испанское претворение проблем европейского Возрождения.
Драмы народной героики или крестьянские пьесы. “Фуэнте Овехуна” и обрисовка трех основных сил: крестьяне - феодал - королевская чета. Народ как коллективный герой пьесы. Честь и законы чести в крестьянских пьесах Лопе де Вега “Перибаньес и командор Оканьи”, “Лучший алькальд - король”; в драмах чести, рисующих семейную жизнь испанского кабальеро, - “Победа чести”; в исторических пьесах - “Новые деяния Великого князя Московского”; в драмах о королях и правителях-тиранах - “Звезда Севильи”. Образ монарха в сложной, изменчивой интерпретации Лопе де Вега - символ справедливости, гарант чести любого подданного и, одновременно, образ живого, одержимого страстями и прегрешениями человека.
Пять типов комедий Лопе де Вега. Космология и философия любви. Любовь как основа бытия, всепоглощающая цель, основное и преимущественное содержание всех светских комедий. “Небесный Эрот” и “Пошлый Эрот” в жизни и творчестве Лопе де Вега. Перипетии любви - основа головокружительной интриги. Праздничное мироощущение влюбленных. Образ героя в комедии “Учитель танцев”. Образ героини, непременно совершающей “подвиг любви” во имя достижения счастья, в комедиях “Валенсианская вдова”, “Собака на сене”. Слуги и господа; грасьосо - образ и амплуа актера. Сфера театра.
Три типа религиозных пьес - аллегория, комедия-сакра, комедия де сантос - их роль в жизни и творчестве Лопе де Вега.
Структура спектакля испанского Возрождения. Требования к исполнителям, предъявляемые драматургией и публикой. Ориентация на массового зрителя. Самобытность испанской актерской школы.
Лопе де Вега и его школа - драматурги Гильен де Кастро, Хуан Руис де Аларкон, Франсиско де Рохас. Драматургия Тирсо де Молина.
Дон Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681) - самый влиятельный драматург эпохи, рыцарь ордена Сант-Яго, священник и почетный духовник короля. “Черный миф” Кальдерона и его реальная судьба. Четыре этапа творчества: ученический, синтетический, аналитический, период аллегорий и пьес для придворных празднеств. Ключевое для творчества Кальдерона и эмблематическое для стиля барокко значение выдающейся драмы “Жизнь есть сон”. Характеристика пьесы и стиля барокко как особого видения мира, преломленного сквозь призму трагического мироощущения. Усложненность художественного замысла драматурга. Размытость границ между реальностью и иллюзиями. Образ центрального героя принца Сехисмундо, приходящего сквозь длительную эволюцию к идее “творить добро” как к долгу человека и христианина. Особое построение драмы, где сцены постоянно колеблются между мадоннами Мурильо и шутами Веласкеса, горечь пронизывает шутку, изощренность мышления героев отражается в изукрашенности арабо-испанского колорита поэтической речи, жестокость, непреклонность воли героя оборачиваются внутренней смятенностью человека барокко. Философско-религиозные драмы “Стойкий принц”, “Поклонение кресту”, “Любовь после смерти”.
Характеристика жанровой палитры Кальдерона: комедии (“Дама Привидение”), исторические пьесы (“Луис Перес Галисиец”), философские драмы (“Волшебный маг”), “драмы чести” (или драмы ревности и мести) - “Врач своей чести”; социальная драма предклассицизма на испанской почве - “Саламейский алькальд”. Жанровая и идейная свобода Кальдерона в аутос, церковная задача которых - укреплять в сознании человека “таинство веры” (“Вавилонская башня”).
Кальдерон и европейские романтики. Кальдерон и мировая культура.
Ренессансная культура в Англии (XVI в.) и ее этапы. Независимость Англии от католического Рима, способность держать на расстоянии своего честолюбивого соседа Францию, победа над “Непобедимой армадой” Филиппа II (Испания) - фундамент национальных и патриотических чувств англичан. Самосознание человека как творца всего сущего и дух времени. Оптимизм мироощущения - следствие утверждения гуманизма (вторая половина XVI в.).
Рост городов (XIV-XVI вв.) как условие появления профессионального театра. Бродячие труппы и их покровители. Представления во дворах гостиниц. Три вида английского театра конца XV - середины XVI вв.
Вытеснение средневековых драматических жанров и утверждение новых жанров (середина XVI в.). Интерлюдии Д. Хейвуда. Начало исторической пьесы - Дж. Бейль (“Король-Джон”, ок. 1540); первая комедия - Н. Юдолл (“Ральф Робсер Дойсер”, 1551): первая трагедия - Т. Нортон и Т. Сэквилл (“Горбодук”, 1561). Использование идей и форм итальянской драмы эпохи Возрождения. Своеобразие английской драмы и театра первого этапа Возрождения. “Золотой век” английского Возрождения - конец XVI - начало XVII вв. Установление жанров (“кровавая трагедия”, историческая пьеса-хроника, романтическая комедия); разработка литературного языка (Эдмунд Спенсер): появление белого стиха в поэзии (Генри Серрей) и драматургии (Томас Кид, Кристофер Марло): появление специального здания “Театр” (1576, отец и сыновья Бербеджи) - фундамент профессионального театра.
Плеяда блестящих драматургов (“университетские умы”), создателей поэтической драмы гуманистического направления. Джон Лили (1554-1606) - родоначальник английской “высокой комедии”, автор романа “Эвфуэс или Анатомия остроумия”, пасторальных пьес “Эндимион”, “Александр и Кампепа”. Роберт Грин (1558-1592) и его героическая комедия “Джордж Грин, векфильдский полевой сторож” (1592). Томас Кид (1558-1592) и его дошекспировский “Гамлет”; выдающаяся по своей популярности “Испанская трагедия” (ок. 1585).
Кристофер Марло (1564-1593) - “бурный гений Возрождения”, первый мыслитель английской сцены, родоначальник английской ренессансной драмы. Биография Марло. Его эпические трагедии “Тамерлан Великий” (1587, в двух частях) и “Трагическая история доктора Фауста” (1588-1589) - трагедия воли и трагедия знания, когда они только средство для достижения господства над миром. Марло - богоборец и атеист. Вера Марло в реальность гуманистических идеалов, в беспредельные возможности свободной личности. Культ индивидуальности. Масштабность философской тематики. Монументальность героев. Мощная эмоциональность, образная возвышенность, магия поэтической речи Марло.
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы