Тема 3. Средневековый театр
Феодальная формация и ее культура. Периодизация: раннее средневековье - V-XI вв.: зрелое средневековье - XII - середина XVI в. Система сюзеренства и вассалитет.
Религия как господствующая форма идеологии в феодальном обществе. Идеи христианского гуманизма средних веков. Роль христианской религии и католической церкви в литературе и искусстве. Народная культура средневековья.
Действа забавников-гистрионов (жонглеры во Франции, мимы в Италии, шпильманы в Германии, менестрели в Англии, фрамты в Польше, скоморохи в России) - новый вид народных зрелищ XI-XIII вв., развившийся в ярмарочной среде. Синкретизм искусства гистрионов. Разнообразие жанров. Дифференциация: буффоны, жонглеры-сказители, трубадуры. Преследование их церковью.
Возникновение и развитие театра в лоне церкви. Представление у алтаря. Литургическая драма (с IX в.) как часть католической мессы. Рождественский и пасхальный циклы. Литургическая драма “Жених, или Девы мудрые и девы неразумные” (конец XI - начало XII в.). Полулитургическая драма (середина XII в.) - драма на паперти храма. Принцип симультанности. Секуляризация литургической драмы - “Действо об Адаме” (XII в.). Ваганты (“бродячие клирики”) - выразители бунтарского духа вольных игр гистрионов в средневековом городе. Воздействие творчества вагантов на процесс секуляризации. Эволюция литургической драмы в мистерию (XV-XVI вв.).
Миракль - драматизация церковных легенд о святых. Источники, содержание и герои мираклей. Французские миракли XIII в.: “Игра о св. Николае” (1200) трувера Жана Боделя, где святость и неприкосновенность частной собственности, на страже которой стоит чудотворец Николай, выступает как основная идея миракля; “Чудо о Теофиле” трувера Рютбефа (перевод А. Блока), где “фаустовская” тема героя ведет его по пути страданий, искупления вины и приводит к чуду преображения. Развитие жанра миракля (“пьеса о чуде”) в XIV в. и его близость бытовой дидактической драме. “Миракль о Роберте-дьяволе” и “Миракль о Берте с большими ногами” - картины жестокого века.
Мистерия - представление, вынесенное на площадь перед собором, - основной жанр средневекового народного театра XV-XVI вв. Мистерии и свободный город. Площадный, массовый и самодеятельный характер мистерии. Участие цехов. Роль “братств”. Тематический и фабульный диапазон мистерии. Религиозное и мирское, страстная набожность и богохульство, аскетизм христианской морали и “вольность суждений площади” (А. Пушкин) как содержательный и жанровый сплав мистерии. Стык поэтической условности и грубого натурализма, фантазии и быта, патетики и карикатуры, религиозного экстаза и буффонады. Мимическая мистерия (“Страсти господни”, Париж, 1313) как исток мистериального театра.
Мистерия как феномен площадного театра. Три способа сценического устройства мистерии. Принцип симультанности в построении декораций, движении сюжета. Сценические чудеса. Зрелище пыток и казней. Комические импровизации и комические фигуры дурака и беса. “Руководитель игры”. Готический стиль в мистериальном театре. Деятельность “братств” (“Братство страстей” в Париже). Эволюция мистерии от общегородского праздника к театральному зрелищу профессионального типа - “Деяния апостольские” (1541). Запрет мистерий французским парламентом (1548).
Городская культура и светский театр средневековья. Трувер Адам де ла Аль (1238-1286) и его деятельность в аррасском “пюи”, в Париже и Неаполе. “Игра в беседке” (1262) как синтез живых впечатлений действительности и фольклорной поэзии, музыки. “Игра о Робене и Марион” (ок. 1280) - музыкально-песенное, народно-танцевальное действо о любви пастуха и пастушки, Адам де ла Аль - поэт, актер, композитор, драматург - зачинатель будущего музыкального театра.
Моралите (XV-XVI вв.) - “диспут в лицах”, назидательная драма о столкновении добра и зла, о борьбе духа и плоти, о раздвоенности человека, представленная в виде аллегорий в конкретных персонажах-символах. Замена драматического действия дискуссией, страстей - суждениями о страстях, действующих лиц - риторами. Спектакль как сценическая иллюстрация к Прологу. Французские (“Нравственный и Безнравственный”, “Благоразумный и Неразумный”, 1436) и английские (“Каждый человек”, 1493) моралите как образцы нравоучительной драмы, “проповеди в лицах”. Моралите - репертуарная основа камеры риторов в нидерландских городах. Представление моралите любителями в монастырях, при дворах феодалов, на базарных площадях средневекового города. Введение бытового интерьера (по сравнению с мистерией). Аллегорические фигуры моралите в ренессансной драме Бейля, Сервантеса, Шекспира.
Фарс (от лат. farte - начинка) - комедийный жанр, образованный при выделении из состава мистерии комедийно-бытовых элементов (вставок) и драматизации шванка. Плебейские корни фарса (представления гистрионов, масленичные игры). Сюжетно развернутый анекдот, житейский случай как основа фарса - “Жена в чане”. Хитроумие, плутни, частный интерес - главные добродетели героя фарса. Быт, нравы и психология средневекового горожанина в анонимном фарсе “Адвокат Патлен” (XV в.). Пародийный стиль фарса Пьера Гренгора “Игра о Принце Дураков и Дурацкой матери” (1512).
Фарсеры - острая характерность, динамика, жизнерадостность их искусства. Прославленный французский актер-фарсер мастер Жан Понтале (Жан де л'Эспина). Национальные разновидности фарса - соти (Франция), фастнахтшпиль (Германия), интерлюдия (Англия).
Фарс и ренессансный театр Европы: комедия дель арте (Италия), Лопе де Руэда (Испания), интерлюдии Джона Гейвуда (Англия), Мольер (Франция).
Театр эпохи возрождения и нового времени (XVII в.)
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв. в Италии; конец XV-XVII вв. в Испании; XVI-XVII вв. в Англии и Франции) - постепенный распад феодализма, кризис церковной идеологии. Освобождение человека от оков подчиненности религиозным догмам. Развитие науки и искусств. Формирование культуры гуманистов. Идеалы гуманистов в творчестве великих художников эпохи. Жизнерадостное свободомыслие и эволюция ренессансного гуманизма. Концепция человека и мира в искусстве Возрождения.
Основные идеи эпохи раннего и Высокого Возрождения: свобода - “та динамическая идея, которая взорвала мир” (Гегель); человек и культ индивидуальности; открытие мира и познание как внешнего, так и внутреннего мира личности: возрождение античности.
Вторая половина XVI-XVII вв. Кризис ренессансного сознания, образ дисгармонического мира, возвращение к пессимистическому взгляду на возможности человека, ибо сам человек - средоточие трагически неразрешимых противоречий. Основные идеи эпохи позднего Возрождения (вторая половина XVI-XVII вв.): непостижимость жизни и действительности, “ограниченность человеческих возможностей самообуздание человеческой гордыни, подчинение своеволия и притязаний личности более общим интересам.
Искусство барокко и классицизма. Театр в системе стилей эпохи Возрождения и Нового времени (XVII в.).
- Тематический план для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» (по семестрам)
- Тематический план 1 курса «Раздел I. История изобразительного искусства»
- Тематический план 2 курса «Раздел II. История театра»
- Тематический план 3 курса «Раздел III. История музыки»
- Тематический план 4 курса «Раздел IV. « История искусства Востока»
- Содержание дисциплины
- Раздел 1. История изобразительного искусства
- Тема 2. Первобытное искусство.
- Тема 3. Античное изобразительное искусство.
- Тема 4. Изобразительное искусство эпохи средневековья.
- Тема 5.Изобразительное искусство эпохи Возрождения
- Тема 6. Искусство Древней Руси
- Тема 7. Западноевропейское изобразительное искусство XVII-XVIII веков
- Тема 8.Изобразительное искусство России XVIII века
- Тема 9. Западноевропейское изобразительное искусство XIX века
- Тема 10. Изобразительное искусство России XIX – начала XX вв.
- Тема 11. Искусство советского и постсоветского периодов
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература общий раздел Справочники. Энциклопедии
- Введение в теорию и историю изобразительного искусства
- Первобытное искусство
- Античное изобразительное искусство
- Византийское искусство
- Западноевропейское средневековое искусство
- Изобразительное искусство итальянского возрождения
- Северное возрождение (Германия, Нидерланды)
- Древнерусское искусство
- Западноевропейское искусство 17 века
- Западноевропейское искусство 18 века
- Русское искусство 18 века
- Западноевропейское искусство 19 начала 20 века
- Русское искусство 19 века
- Русское искусство конца 19 - начала 20 веков
- Интернет-ресурсы по истории изобразительного искусства
- 1. Официальные сайты художественных музеев и галерей
- 2. Информационно-поисковые и справочные сайты
- 3. Общеисторические сайты
- Тематические сайты
- Раздел II. История театра
- Часть 1. Зарубежное театральное искусство
- Тема 1. Театр Древней Греции. Эсхил. Софокл. Еврипид. Аристофан
- Тема 2. Театр Древнего Рима
- Тема 3. Средневековый театр
- Тема 4. Театр эпохи Возрождения
- Тема 5. Уильям Шекспир, “человек из Стратфорда”: биография, характеристика и периодизация творчества
- Тема 6. Театр XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин. Мольер
- Тема 7. Театр XVIII в.
- Тема 8. Театр XIX века
- Французский театр XIX в.
- Натурализм и символизм во французском театре
- Английский театр XIX в.
- Немецкий театр XIX в.
- Итальянский театр XIX в.
- Скандинавский театр XIX в. Генрик Ибсен. Август Стриндберг
- Английский театр рубежа XIX-хх вв. Питер Брук
- Тема 9. Театр хх в.
- Немецкий театр XX в.
- Итальянский театр и кино хх в.
- Испанский театр хх в. Федерико Гарсия Лорка
- Американский театр хх в.
- Режиссура и актерское искусство сша
- Часть 2. Отечественное театральное искусство
- Тема 10. Народные истоки русского театра. Театр в XVII и XVIII веках. Стили, виды, жанры
- Тема 11. Театр XIX века
- Тема 12. Театр и драматургия Серебряного века (конец XIX — начало хх века)
- Тема 13. Театр эпохи Октябрьской революции 1917 года, строительства социализма в ссср, эпохи Великой Отечественной войны
- Тема 14. Театр второй половины хх века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету Зарубежное театральное искусство
- Отечественное театральное искусство
- Список литературы основная литература
- Дополнительная литература Античный театр
- Средневековый театр
- Театр эпохи Возрождения и Нового времени
- Театр эпохи Просвещения
- Театр XIX века
- Театр хх века
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Раздел III. История музыки
- Тема 1. Античная музыкальная культура
- Тема 2. Музыкальная культура средневековья
- Тема 3. Музыкальная культура европейского Возрождения
- Тема 4. Особенности музыки эпохи барокко
- Тема 5. Иоганн Себастьян Бах
- Тема 6. Георг Фридрих Гендель
- Тема 7. Франц Йозеф Гайдн - основоположник классической симфонии
- Тема 8. Вольфганг Амадей Моцарт
- Тема 9. Людвиг ван Бетховен
- Тема 10. Романтизм в музыкальном искусстве
- Тема 11. Немецкая и австрийская музыкальная культура. Рихард Вагнер и проблемы музыкальной драмы
- Тема 12. Творчество Джузеппе Верди
- Тема 13. Французская музыкальная культура. Импрессионизм. Клод Дебюсси. Морис Равель
- Тема 14. Австрийская музыкальная культура. Густав Малер. Экспрессионизм и новая венская школа
- Часть II. Отечественное музыкальное искусство
- Тема 15. История и теория русской музыкальной культуры X-XVII вв.
- Тема 16. Церковно-певческое искусство Руси в XIV - XVII вв.
- Тема 17. Русская музыкальная культура XVIII-начала XIX вв. И первые русские оперы
- Тема 18. Русская музыка XIX века. Становление русской профессиональной композиторской школы
- Тема 19. Русская музыкальная культура XX века
- Примерные вопросы для подготовки к зачету
- Раздел II
- Отечественное музыкальное искусство
- Интернет-ресурсы
- Раздел IV. История искусства Востока
- Тема 1. Искусство и культура традиционного (мусульманского) Востока
- Тема 2. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Тема 3. Искусство Индии
- Тема 4. Искусство Китая
- Тема 5. Искусство Японии
- Примерные вопросы для подготовки к экзамену
- Список литературы Основная
- Дополнительная
- Раздел II. Искусство Центральной Азии. Монголия, Тибет
- Раздел III. Искусство Индии
- Раздел IV. Искусство Китая
- Раздел V. Искусство Японии
- Интернет-ресурсы