logo search
Ответы к госу 2012

13. Творчество Рафаэля.

Жизнь и творчество великого художника Рафаэля Санти (1483-1520 гг.) приходится на период Высокого Ренессанса в Италии – это время между 1480-ми и 1520-ми годами. Итальянская культура этого времени ознаменована созданием лучших произведений в области архитектуры, скульптуры и живописи. Это пик развития классицистического искусства, ориентированного на лучшие образцы античности. В области живописи это означало безусловный приоритет рисунка, знание законов построения человеческой фигуры, максимальную выверенность композиционного построения, абсолютную гармонию в образном строе картин. В творчестве Рафаэля в самой полной мере воплотились идеалы Возрождения, высшие достижения этой эпохи в области живописи.

Он родился в городе Урбино, первые художественные навыки получил от отца – придворного художника урбинского герцога. Затем совершенствовался у одного из самых ярких художников Италии Пьетро Перуджино, от которого перенял мягкую, поэтичную манеру письма. Под воздействием стиля Перуджино, Рафаэль выполняет картину «Обручение Марии с Иосифом». Первый значительный период творчества Рафаэля – флорентийский. Здесь он пишет преимущественно «мадонн», заказы на которых он получал как от церквей, так и от частных лиц. Образ мадонны с младенцем является центральным в искусстве итальянского Ренессанса. В этой теме Рафаэлю удалось достичь равновесия между религиозностью, высшей духовностью понимания образа и почти земной теплотой и физическим очарованием Мадонны и младенца, свойственным обычным людям. Такая новая трактовка образов послужила причиной огромной популярности «мадонн» Рафаэля. В них он добивается и поразительной поэтичности, ощущения чистоты и гармонии («Мадонна Конестабиле», «Прекрасная садовница»). Перебравшись в Рим, Рафаэль получает от папы Юлия второго ответственный заказ на росписи залов (станц) Ватиканского дворца. В этих работах Рафаэль проявляет свой поразительный дар декоратора, умеющего оригинально и логично выстроить сложную многофигурную композицию, в которой выражается не менее сложное философски-метафизическое содержание. Наиболее интересны фрески станцы делла Сеньятура (зал печати) «Афинская школа», «Диспут». «Афинская школа» (название дано уже в XVII веке) посвящена изображению живших в разное время и принадлежащих к разным школам учёных, философов античной древности. В центре композиции под прекрасно написанным сводом, напоминающим архитектуру собора святого Петра в Риме, Аристотель и Платон, ниже – Евклид, Пифагор и другие. Все герои фрески отличаются мощным интеллектуализмом, внутренней духовностью, они носители высоких морально-этических идеалов. Неспроста, в XIX веке, французский художник Энгр, для которого искусство Рафаэля было эталоном, сказал: «Все герои Рафаэля имеют вид очень порядочных людей». Идея единства столь различных людей воплощается в ощущении мирных учёных споров, не переходящих в острую дискуссию, желание всех этих людей найти истину сообща. Таким образом, проводилась параллель с современностью, мысль о необходимости объединения самой папской Италии, раздираемой в это время на части то испанцами, то французами. Фреска «Диспут» посвящена спору о таинстве причастия, об истинности веры, поэтому носит сугубо религиозный характер, при этом необходимо отдать должное композиционному построению фрески, основанному на двух дугах – небесной и земной части. «Парнас» «собрал» в своей композиции не только богов и муз, но и выдающихся поэтов периода античности. Такое большое собрание знаменитых людей, живших в античные времена, в период язычества в самом сердце католичества, в Ватикане, уже говорит о смелости замыслов, глубоком понимании признания заслуг языческой культуры. Интересные колористические находки во фресках Ватикана Рафаэль демонстрирует в росписи «Изведение Петра из темницы» (показ тёмного времени суток, эффектов искусственного освещения). Во фреске «Изгнание Элиодора из храма», которая выполнялась учениками и многочисленными помощниками Рафаэля (из-за обилия заказов он не справлялся с ними один), интересны пространственное построение и динамизм сцены. Во всех этих работах Рафаэлю необходимо было считаться с особенностями структуры помещений, композиционно встраивать то оконный, то дверной проём в пространство фрески. Каждый раз он эффектно обыгрывает эти архитектурные особенности Месса в Больсене»). Из-за огромной востребованности Рафаэлю приходилось одномоментно вести несколько заказов. Параллельно с работами в станцах он расписывал так называемую Лоджию Рафаэля в Ватиканском дворце. Это был результат творческого переосмысления им и его учениками (Джулио Романо, например) увиденных в подземельях (гротах, как они тогда назывались) росписях Золотого дома Нерона, раскрытого в процессе археологических изысканий, захлестнувших Рим в начале XVI века. Именно поэтому декоративные росписи с изображение путти, маскаронов, стилизованных растительных форм, тонких канделябров и получили название гротесковых росписей. Помимо этих работ Рафаэль продолжал писать так популярных в эту пору «мадонн». Одно из лучших произведений этого рода – «Мадонна в кресле», в которой Рафаэлю необходимо было вписать Марию, держащую на коленях младенца, в тесное пространство тондо (круга). Это один из самых поэтичных и проникновенных образов Рафаэля, в котором ему удалось достичь максимума в выражении чистоты, духовности и красоты Мадонны. Позировала для многих поздних работ Рафаэлю его постоянная натурщица и любимая женщина Маргарита – дочь флорентийского пекаря, прозванная Форнарина. Её черты лица мы узнаём и в «Донне Велате» («Даме с покрывалом») – одном из поразительных портретов Рафаэля. Он действительно был одним из самых лучших портретистов своего времени. В таких портретах как «Анжело Дони», «Портрет Бальдассаре Кастильоне», «Портрет кардинала» Рафаэль достигает и физического и психологического сходства, ощущения живого образа. Целью Рафаэля в живописи было, как он сам говорил, создание впечатления, что та живость, эффект присутствия, чистота красок и линий, которые ему свойственны – есть результат не его усилий, а самой природы, что произведение искусства, как бы появилось само по себе, по воле свыше, но не является плодом долгого труда. Вероятно, отсюда и возникает это ощущения поразительной лёгкости в живописи Рафаэля, и только люди, посвящённые в тайны искусства, понимают размах таланта Рафаэля. Последнее произведение Рафаэля как бы вобрало в себя все сильные стороны редкого дарования Рафаэля, и является одним из самых загадочных шедевров его творчества. Это алтарная картина, написанная для монастыря Св. Сикста в городе Пьяченца «Сикстинская мадонна». В образах Марии, выносящей своего ребёнка на суд толпы, и в образе самого Христа, предчувствующего свою мученическую смерть, Рафаэль как, пожалуй, ни в каком другом произведении, достигает поразительной глубины, философского обобщения смысла картины и декоративного размаха. Творчество Рафаэля станет образцом для всех последователей классических идеалов в искусстве, его работы будут привлекать к себе всякого художника, посетившего Италию, именно его лучезарное искусство будет неисчерпаемой сокровищницей образов для многих поколений художников.

Известен Рафаэль и как архитектор, хотя систематического архитектурного образования у него не было. Но именно ему после смерти Браманте было поручено руководство строительством собора Св. Петра в Риме – главной стройки Возрождения. Рафаэль разработал план собора, основанный на структуре базилики. Но по его плану собор не был построен из-за ранней смерти Рафаэля. В Риме по его проекту построена вилла Мадама, в которой были использованы так называемые гротесковые росписи. Самые значительные сооружения Рафаэля – это знаменитые Лоджии в Ватиканском дворце (Лоджии Рафаэля) с гротесковыми росписями и палаццо Пандольфини во Флоренции, в решении фасада которого были использованы элементы композиции палаццо Фарнезе, построенного в Риме Антонио да Сангалло Старшим.