51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович – русский художник конца XIX-начала XX века, живописец элегического стиля, символист. Родился в Саратове. Учился в МУЖВЗ, затем в АХ. По своим творческим устремлениям оказался близок французским символистам периода модерна, поэтому предпринял поездку в Париж для продолжения обучения там. Борисов–Мусатов входил в художественное объединение «Голубая роза», в котором кроме него были: Кузнецов, Сапунов, Сарьян, Судейкин и др. Эта группа являлась оппозицией Санкт-петербургским мирискусникам, хотя их символизм органичен времени и максимально близок эстетике модерна. Художники «Голубой розы» по своей природе декораторы, мистики, театралы. Выставки их произведений всегда проходили по строгому сценарию, в котором были задействованы поэты-символисты, читающие свои стихи, звучала музыка Скрябина, залы поражали изысканным убранством с живыми цветами, да и сами картины напоминали панно-гобелены, производящие впечатление неких сакральных молитвенных знаков. В творчестве Борисова-Мусатова ретроспективные настроения этого объединения выразились наиболее полно. Его настроения и образы – это трогательная нежность и щемящая грусть, ностальгия по уходящему дворянскому быту, по романтике старинных русских усадеб с мезонинами и деревянными колоннами, с заброшенными парками и заросшими прудами, это женщины в пышных платьях, как таинственные призраки, невысказанные любовные признания, угасающие надежды. Неповторимость мироощущения Борисова-Мусатова, своеобразие эмоционально-эстетического восприятия реальности, постоянное ощущение одиночества и печали, идущее от его работ, во многом связаны с его болезнью, развившейся с детства в результате травмы позвоночника, что привело к появлению горба и полностью подорвало его здоровье. Прожил Борисов-Мусатов тридцать пять лет. Стиль Борисова-Мусатова очень индивидуален и оригинален, поэтому его произведения всегда легко узнаются. Глубоко личные настроения этот удивительный художник воплотил в своеобразную живописную форму, стилизованную под старинный гобелен. Как истинный живописец, мыслил красочными пятнами, ритмами живописной фактуры, ощущал гибкую пластику линии. Его палитра тяготеет к изысканным сочетаниям приглушённого зелёного, голубого, сиреневого. «Автопортрет с сестрой», «Водоём», «Изумрудное ожерелье», «Весна», «Осенний мотив», «Призраки», «Дама в голубом».
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.