47. Творчество в. И. Сурикова.
Суриков Василий Иванович – выдающийся русский живописец исторического жанра, работавший в конце XIX - начале XX века. Родился в Сибири в г. Красноярске, происходил из старинного казачьего рода, его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Во многом происхождение Сурикова сыграло решающую роль в становлении его личностных качеств и специфики творчества – только ему характерной удали, размашистости, широты души, какой-то особой щедрости колорита, композиции, смыслового содержания. Учился в Академии художеств у Чистякова, в период обучения отличался умением хорошо выстраивать многофигурную сложную композицию. Позже переехал в Москву и буквально «заболел» русской историей, что было показательной тенденцией для того времени. Именно Москва с её хорошо сохранившимися памятниками древнерусской архитектуры, её духом национальной истории и народной жизни явилась той атмосферой, в которой раскрылся талант Сурикова. Сурикову во многом были близки установки передвижников, демократический дух их творчества, поэтому он вступил в их ряды, но был далёк от проблем социальной несправедливости и всецело поглощён вопросами русской истории, которую трактовал с невиданной дотоле глубиной. Первая работа Сурикова на историческую тему посвящена первым годам правления Петра I и называется «Утро стрелецкой казни». Композиция сложная, многофигурная, делится на группу стрельцов – главных героев события, группу царедворцев во главе с Петром, единственным, кто показан верхом, и группу любопытствующих. Величайшая трагедия времени разворачивается на фоне собора Василия Блаженного и стен Московского Кремля в суровое осеннее утро. Стрельцы прощаются со своими семьями, они, как и водится перед смертью, в белых рубахах и со свечами в руках. Свет этих свечей, подчёркивающих трагичность происходящего, явился колористической находкой Сурикова. Бросается в глаза отделка одежды жён, узорочье конской упряжи, что придаёт ощущение подлинности происходящего (Суриков всегда тщательно и долго собирал материал перед началом работы, посещая музеи, изучая документы времени). Именно дух подлинности, желание как можно ближе подойти к изображаемому времени, понять внутренние мотивы героев происходящего, почувствовать историю, находясь как бы в ней самой, и определяет направленность творческих поисков Сурикова. Эти качества всегда будут отличать все работы Сурикова на историческую тему, и в этом его величайшее значение для русской живописи. «Утро стрелецкой казни» публика приняла с большим интересом, но он получил упрёк за темноту колорита. Съездив за границу и посмотрев, что делают его современники-импрессионисты, Суриков «осветлил» свою палитру, что сказалось в богатом колорите ещё одного драматического произведения русской живописи «Боярыни Морозовой». По словам самого Сурикова, на создание этой картины его вдохновила ворона на снегу, однажды привлёкшая его внимание. В этой многофигурной картине Суриков – истинный психолог, с поразительной глубиной умеющий понять глубокую трагедию этой истории. С поразительным мастерством он передаёт и сочувствие Морозовой, и насмешки над нею, и богатство русского узóрочья в одежде бояр, в упряжи, в мелких деталях. Безусловным достижением является решение колористических задач в этой работе (различные оттенки снега, мертвенно-бледное лицо Морозовой и т.д.).
Работа «Меньшиков в Берёзове» показывает личную трагедию человека и членов его семьи, но эта трагедия так или иначе связана с судьбами всей России. Суриков намеренно «сковывает» могучую фигуру уже уставшего, но ещё не сломленного Меньшикова, узким, тесным пространством его избы. С глубоким сочувствием Суриков изображает старшую дочь Меньшикова, присевшую у колен отца, которой не суждено будет вернуться из ссылки.
Вероятно, желание написать снег, красивых, румяных и здоровых сибирских девушек, передать дух весёлых народных гуляний вдохновило Сурикова на создание работы «Взятие снежного городка», очень динамичной, оптимистичной картины.
К историческим работам Сурикова относится «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие Сибири Ермаком».
Есть у Сурикова и портреты, отличающиеся особой крепостью формы, лаконизмом построения, сдержанностью колорита («Сибирская красавица. Портрет Рачковской», «Человек с больной рукой», «Автопортрет»).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.