logo search
Ответы к госу 2012

47. Творчество в. И. Сурикова.

Суриков Василий Иванович – выдающийся русский живописец исторического жанра, работавший в конце XIX - начале XX века. Родился в Сибири в г. Красноярске, происходил из старинного казачьего рода, его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Во многом происхождение Сурикова сыграло решающую роль в становлении его личностных качеств и специфики творчества – только ему характерной удали, размашистости, широты души, какой-то особой щедрости колорита, композиции, смыслового содержания. Учился в Академии художеств у Чистякова, в период обучения отличался умением хорошо выстраивать многофигурную сложную композицию. Позже переехал в Москву и буквально «заболел» русской историей, что было показательной тенденцией для того времени. Именно Москва с её хорошо сохранившимися памятниками древнерусской архитектуры, её духом национальной истории и народной жизни явилась той атмосферой, в которой раскрылся талант Сурикова. Сурикову во многом были близки установки передвижников, демократический дух их творчества, поэтому он вступил в их ряды, но был далёк от проблем социальной несправедливости и всецело поглощён вопросами русской истории, которую трактовал с невиданной дотоле глубиной. Первая работа Сурикова на историческую тему посвящена первым годам правления Петра I и называется «Утро стрелецкой казни». Композиция сложная, многофигурная, делится на группу стрельцов – главных героев события, группу царедворцев во главе с Петром, единственным, кто показан верхом, и группу любопытствующих. Величайшая трагедия времени разворачивается на фоне собора Василия Блаженного и стен Московского Кремля в суровое осеннее утро. Стрельцы прощаются со своими семьями, они, как и водится перед смертью, в белых рубахах и со свечами в руках. Свет этих свечей, подчёркивающих трагичность происходящего, явился колористической находкой Сурикова. Бросается в глаза отделка одежды жён, узорочье конской упряжи, что придаёт ощущение подлинности происходящего (Суриков всегда тщательно и долго собирал материал перед началом работы, посещая музеи, изучая документы времени). Именно дух подлинности, желание как можно ближе подойти к изображаемому времени, понять внутренние мотивы героев происходящего, почувствовать историю, находясь как бы в ней самой, и определяет направленность творческих поисков Сурикова. Эти качества всегда будут отличать все работы Сурикова на историческую тему, и в этом его величайшее значение для русской живописи. «Утро стрелецкой казни» публика приняла с большим интересом, но он получил упрёк за темноту колорита. Съездив за границу и посмотрев, что делают его современники-импрессионисты, Суриков «осветлил» свою палитру, что сказалось в богатом колорите ещё одного драматического произведения русской живописи «Боярыни Морозовой». По словам самого Сурикова, на создание этой картины его вдохновила ворона на снегу, однажды привлёкшая его внимание. В этой многофигурной картине Суриков – истинный психолог, с поразительной глубиной умеющий понять глубокую трагедию этой истории. С поразительным мастерством он передаёт и сочувствие Морозовой, и насмешки над нею, и богатство русского узóрочья в одежде бояр, в упряжи, в мелких деталях. Безусловным достижением является решение колористических задач в этой работе (различные оттенки снега, мертвенно-бледное лицо Морозовой и т.д.).

Работа «Меньшиков в Берёзове» показывает личную трагедию человека и членов его семьи, но эта трагедия так или иначе связана с судьбами всей России. Суриков намеренно «сковывает» могучую фигуру уже уставшего, но ещё не сломленного Меньшикова, узким, тесным пространством его избы. С глубоким сочувствием Суриков изображает старшую дочь Меньшикова, присевшую у колен отца, которой не суждено будет вернуться из ссылки.

Вероятно, желание написать снег, красивых, румяных и здоровых сибирских девушек, передать дух весёлых народных гуляний вдохновило Сурикова на создание работы «Взятие снежного городка», очень динамичной, оптимистичной картины.

К историческим работам Сурикова относится «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и «Взятие Сибири Ермаком».

Есть у Сурикова и портреты, отличающиеся особой крепостью формы, лаконизмом построения, сдержанностью колорита («Сибирская красавица. Портрет Рачковской», «Человек с больной рукой», «Автопортрет»).