32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
(В этом ответе всё жёлтое, то есть вам дан экстракт, в котором нужно запомнить всё).
Древнерусская иконопись, также как архитектура, мозаика и фреска, генетически связана с византийской художественной традицией. Основной формой станковой живописи в Древней Руси была икона. И фрескисты, и иконописцы должны были быть монахами, поскольку, как и в Византии, украшение храма имело сакральный смысл, и поэтому светские люди, «недостаточно чистые душой и телом» и не умеющие «входить» в состояние религиозной отрешённости в полной мере, к этому ответственному делу не допускались. Самые первые на Руси иконы византийской школы (выполненные либо византийскими мастерами на Руси, либо русскими мастерами под влияниями византийцев) отличаются строгой каноничностью, некоторой жёсткостью в рисунке. Например, «Св. Георгий», «Спас Нерукотворный» (обе XII века). Вскоре древнерусская иконопись приобрела яркие национальные черты, отличающие её от византийской иконописи. Такими чертами стали: психологизм, эмоциональность, бóльшая пластичность рисунка, иное по сравнению с византийским понимание цвета (более тонкие цветовые градации, увлечённость открытым красным, идущая от фольклорных видов искусства – вышивки, росписи по дереву, игрушки и т. д.), относительная свобода трактовки канонической иконографии. Самые распространённые иконографические схемы (изводы) в древнерусской иконописи – это: «Богоматерь Умиление», «Богоматерь Одигитрия», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Чудо Георгия о змие» и др. Чрезвычайно распространены были так называемые житийные иконы, в которых в среднике, то есть, в центре расположена фигура святого, а на полях, в клеймах сцены его жизни. Период расцвета древнерусской иконописи – это XIV и особенно XV век. В эту пору существует большое количество иконописных мастерских в Новгороде, Москве, Пскове. Для новгородской иконописи по преимуществу характерно: преобладание графического начала, локальное использование цвета, и как следствие, бóльшая плоскостность, много открытого красного, разработка новых, нерегламентированных церковью сюжетов («Илья пророк», «Деисус и молящиеся новгородцы»). Для московской иконописи по преимуществу характерно: преобладание живописного, то есть бóльшая градация цветовых соотношений, певучесть и пластичность линий в рисунке, особая эмоциональность образного строя, строгая регламентированность в трактовке сюжетов (лучшими представителями московской школы иконописи являются А. Рублёв в начале XV века и Дионисий в начале XVI века («Троица» Рублёва).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.