logo search
Ответы к госу 2012

32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).

(В этом ответе всё жёлтое, то есть вам дан экстракт, в котором нужно запомнить всё).

Древнерусская иконопись, также как архитектура, мозаика и фреска, генетически связана с византийской художественной традицией. Основной формой станковой живописи в Древней Руси была икона. И фрескисты, и иконописцы должны были быть монахами, поскольку, как и в Византии, украшение храма имело сакральный смысл, и поэтому светские люди, «недостаточно чистые душой и телом» и не умеющие «входить» в состояние религиозной отрешённости в полной мере, к этому ответственному делу не допускались. Самые первые на Руси иконы византийской школы (выполненные либо византийскими мастерами на Руси, либо русскими мастерами под влияниями византийцев) отличаются строгой каноничностью, некоторой жёсткостью в рисунке. Например, «Св. Георгий», «Спас Нерукотворный» (обе XII века). Вскоре древнерусская иконопись приобрела яркие национальные черты, отличающие её от византийской иконописи. Такими чертами стали: психологизм, эмоциональность, бóльшая пластичность рисунка, иное по сравнению с византийским понимание цвета (более тонкие цветовые градации, увлечённость открытым красным, идущая от фольклорных видов искусства – вышивки, росписи по дереву, игрушки и т. д.), относительная свобода трактовки канонической иконографии. Самые распространённые иконографические схемы (изводы) в древнерусской иконописи – это: «Богоматерь Умиление», «Богоматерь Одигитрия», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Чудо Георгия о змие» и др. Чрезвычайно распространены были так называемые житийные иконы, в которых в среднике, то есть, в центре расположена фигура святого, а на полях, в клеймах сцены его жизни. Период расцвета древнерусской иконописи – это XIV и особенно XV век. В эту пору существует большое количество иконописных мастерских в Новгороде, Москве, Пскове. Для новгородской иконописи по преимуществу характерно: преобладание графического начала, локальное использование цвета, и как следствие, бóльшая плоскостность, много открытого красного, разработка новых, нерегламентированных церковью сюжетов («Илья пророк», «Деисус и молящиеся новгородцы»). Для московской иконописи по преимуществу характерно: преобладание живописного, то есть бóльшая градация цветовых соотношений, певучесть и пластичность линий в рисунке, особая эмоциональность образного строя, строгая регламентированность в трактовке сюжетов (лучшими представителями московской школы иконописи являются А. Рублёв в начале XV века и Дионисий в начале XVI века («Троица» Рублёва).