logo search
Ответы к госу 2012

29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.

Фрэнк Ллойд Райт - выдающийся американский архитектор первой половины XX века, создатель так называемой «органической архитектуры». Развитие зарубежной архитектуры первой половины XX века ознаменовано интенсивным поиском новых принципов формообразования, новых планировочных решений и строительных материалов. В этом смысле Райт является новатором и реформатором традиций зодчества. Стиль Райта сродни «новому экспрессионизму» Ле Корбюзье. Начинал Райт в мастерской Луи Салливана в Чикаго, но не стал следовать традициям чикагской школы, поскольку новые для того времени однотипные дома-коробки из стекла и бетона на стальном каркасе, предложенные чикагцами, не отвечали его представлениям. Райт выработал свой собственный уникальный стиль. Он проектировал небольшие частные виллы, расположенные в пустынях Америки, в прериях, по принципу «изнутри наружу», собственно поэтому все его виллы имеют асимметричную структуру. Архитектура, которую предложил Райт, получила название «органической» поскольку в ней использовались природные материалы (натуральное дерево, камень, в том числе в интерьере), и достигалась максимальная связь с окружающим ландшафтом (эффектно обыгрывались перепады рельефа, пейзаж, как бы вклинивался в композицию виллы). Особенностью стиля Райта в интерьере стало расположение камина в центре дома, но камины Райта каждый раз разные. Не менее новаторской чертой стали большие плоскости открытых застеклённых окон, через которые окружающий пейзаж органично «входил» в интерьер. Интерьеры Райта чаще всего минималистичны по количеству элементов убранства. Примеры – вилла «Штокроза», «Вилла над водопадом», собственная вилла с мастерской и залами для занятий Талиезин Вест. Райт, глубокий знаток архитектуры Востока (Древнего и Дальнего) использовал характерные черты японского интерьера в своих виллах (минимализм – одна из таких черт). В композиции Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке угадывается структура месопотамского зиккурата, но расширяющегося кверху. В 1930-ых годах Райта критиковали за то, что он противопоставил себя обществу, но к концу жизни вдруг провозгласили «гением американской национальной архитектуры». Влияние Райта на последующее развитие зарубежной архитектуры было огромным.

Оскар Нимейер (род. в 1907 г.) – один из основателей современной школы бразильской архитектуры, гениальный архитектор XX века. В своём творчестве сумел соединить принципы архитектуры Ле Корбюзье и особенности культурного менталитета Бразилии. За свою долгую жизнь создал огромное количество сооружений, относящихся к разным направлениям архитектуры XX века, но в большей степени к экспрессионизму. Все они объединены главными творческими принципами Нимейера – пластическая свобода и полёт фантазии. Проекты Нимейера всегда отличаются необычайной пластичностью, выразительностью, и при этом предельно точной разработанностью, функциональной и конструктивной обоснованностью. Он одним из первых оценил и реализовал художественные возможности монолитного железобетона. Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы — к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств и к её слиянию с природным ландшафтом. Неожиданные сочетания прямых и изогнутых линий, завораживающий магический пластицизм, абстрактность и символизм формы, и при этом успешное совмещение формальных элементов и функциональных принципов – всё это отличает сооружения Нимейера. Он является автором большинства зданий правительственного центра в г. Бразилиа, столице Бразилии (Президентский дворец Рассвета (Алворада) в Бразилиа, кафедральный собор в Бразилиа, дворец Национального конгресса в Бразилиа, Музей современного искусства в Нитрое). Им построено большое количество жилых домов. Он также проектировал и для других стран. В марте 2011 года в г. Авилесе (Испания) был открыт Культурный центр О. Нимейера, объединивший архитектуру, пластические искусства, театр, музыку.