logo search
Ответы к госу 2012

57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – один из самых ярких русских живописцев первой половины XX века. Родом из Хвалынска на Волге, Саратовской губернии, давшей России таких известных художников, как Борисов-Мусатов, Кузнецов. Учился в Петербурге в Училище барона Штиглица, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, путешествовал по Италии и Франции. Масштаб и содержание работ этого художника отличают его от многих мастеров дореволюционного периода и времени сразу после революции и заставляют рассматривать его творчество вне огромного количества групп и направлений, существовавших в этот период. В гораздо большей мере, чем другие Петров-Водкин трактовал эпоху в аспекте особой судьбы России и, соответственно, в формах сугубо национальной пластической традиции. Большинству его работ свойственна своеобразная «иконность формы», иконный способ обобщения человеческого облика. Иконописное отношение к пространству и цвету были органичными для этого мастера. В чистоте красок и локальности тонов свойственной новгородской школе иконописи, видится характерный для этого периода символизм, в котором знак, образ, символ играют роль «носителя информации» о вечном, великом, глубоком. Такими знаками у Петрова-Водкина становятся излюбленные детали: по-крестьянски повязанные белые или красные косынки женщин, мотивы реки, юноши-всадника на коне и так называемая «трёхцветка» - сочетание красного, синего, жёлтого. И все эти обычные явления Петров-Водкин умеет переводить в высший духовный план. Внутренней экспрессией, глубокой значительностью отличаются работы «Купание красного коня», «Мать», «Богоматерь умиление злых сердец», «1918 год в Петрограде». Творческое сознание Петрова-Водкина постоянно было занято поиском живописной формы «философской картины мира» и уже к 1910 году он нашёл собственный стиль символической трактовки живописного пространства, согласно его же теории «сферического перспективы». Иллюстрируют этот метод работы «Утро в детской» и даже многие натюрморты («Утренний натюрморт»). Петров-Водкин привнёс в русскую живопись первой половины XX века много нового, обогатив художественное мироощущение эпохи и открытиями чисто пластического, живописного характера, и новизной постановки этических вопросов.

Александр Александрович Дейнека – русский художник первой половины XX века. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище, затем учился у Фаворского во ВХУТЕМАСе в Москве. Занимался мозаикой, скульптурой. Являлся одним из лидеров ОСТа – общества станковистов, мастера которого стремились совместить традиции классической живописной картины и плакатный стиль. На его творчество повлияла революция и пропагандистские идеи советских идеологов. Поэтому в его довоенных работах изображаются молодые девушки и юноши, занимающиеся работой, спортом, бегущие по полю в перерыве между работой. Особенности индивидуальной манеры: графичность, светлый колорит картин, хорошая передача пластики спортивного, подтянутого тела, «высветленность» контуров, как будто фигуры показаны контражуром («Эстафета по кольцу Б», «Работать, строить и не ныть (плакат)», «Раздолье»). В первой половине жизни Дейнека берётся и за историко-революционную тему («Оборона Петрограда»), которая также выражается у него в свойственной ему графично-плакатной манере. Немало страниц творчества посвящены теме Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941»). В послевоенную пору Дейнека вновь обращается к оптимистичному отражению мыслей и чаяний юношества о светлом будущем, о свершениях и победах («Будущие лётчики»). По его эскизам выполнены мозаичные панно станции метро «Маяковская» в Москве.