logo search
Ответы к госу 2012

42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.

Перов и Крамской – это художники, стоявшие у истоков движения и объединения, которое называлось «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно возникло в результате произошедшего в 1863 г. в Академии художеств бунта, так называемого «бунта 14-ти», возглавляемого Крамским. Позднее из артели этих художников образовалось ТПХВ. Деятельность этого объединения продолжалась и в XX веке. Основными установками передвижников были: ориентация на показ жизни народа, реализм в передаче действительности, социальные темы. В передвижничестве развивались такие жанры как: исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Художники этого объединения демонстрировали свои картины провинциальной публике, тем самым популяризируя своё искусство и знакомя зрителей с новыми темами в искусстве. Дидактика и назидательность характеризуют работы многих передвижников. ТПХВ на разных этапах своего существования объединяло очень разных по своим воззрениям мастеров.

Крамской Иван Николаевич – русский художник второй половины XIX века. Учился в АХ. Ещё будучи студентом, увлекался революционно-демократическими идеями Чернышевского, Писарева, Добролюбова, что привело его к организации знаменитого «бунта четырнадцати» (по количеству участников протеста, отказавшихся выполнять дипломную работу на историческую тему и считающих необходимым создать диплом на социальную тему в духе критического реализма). Он же явился идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), общества, просуществовавшего до 1932 года и известного своими демократическими идеалами, остросоциальной направленностью интересов. Самая яркая сторона творчества Крамского – это его портреты, по преимуществу портреты представителей интеллигенции, как это и было принято в середине XIX века. Это глубоко психологичные произведения, главное в которых – идейный стержень характера модели, человека талантливого, интеллектуального, бескомпромиссного, переживающего нелёгкую судьбу России, понимающего несовершенство общественного устройства, но беззаветно служащего своей Родине. Все эти особенности характерны для периода середины XIX века и для творчества всех передвижников Шишкин на этюдах», «Некрасов в период «Последних песен»). Не редко Крамской обращается к образам крестьян, например изображения Мины Моисеева («Крестьянин с уздечкой, Мина Моисееев»), человека, умудрённого жизненным и житейским опытом, что замечательно, реалистично и полно передаётся мастером. Есть у Крамского и произведения, выполненные в несколько салонном духе, но, тем не менее, вошедшие в сокровищницу лучших произведений русской живописи XIX века («Неизвестная»).

Перов Василий Григорьевич – русский художник критического реализма. Учился в МУЖВЗ, остро переживал социальную несправедливость и позже стал одним из организаторов передвижничества, горячо поддерживая идейную направленность творчества ТПХВ. Работал преимущественно в жанровой живописи. Работы на бытовые сюжеты носят остросоциальный характер, как правило, переполнены у Перова повествовательными деталями и отличаются дробностью формы и слабым чувством цвета, что характеризует творчество ранних передвижников в целом («Чаепитие в Мытищах», «Тройка»). Цельность в работах Перова проявилась в поздних произведениях – «Охотники на привале». Перов – глубокий психолог в портретной живописи, в которой он достигает истинного мастерства исполнения, оставаясь верным традиции передвижнического портрета (портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского).