logo search
Ответы к госу 2012

43. Творчество и. Е. Репина.

Илья Ефимович Репин – один из крупнейших русских художников второй половины XIX-начала XX века. Учился в Академии художеств в Петербурге у П.Чистякова. Хорошо усвоив основы традиционной академической живописи, в своём творчестве всё время стремился обновить и освежить её современными техническими приёмами письма и актуальными демократическими идеями. Гражданская позиция Репина сформировалась в Артели Крамского, которая стала основой будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Репин был одним из самых ярых приверженцев направления «критический реализм», провозглашённого передвижниками. В 1860-ые годы в связи с движением народничества, в русской живописи первенствующее значение получают социальные темы, в 1870-ых – психологический портрет. В этих жанрах именно Репину принадлежат лучшие произведения русской живописи второй половины XIX века. Правда, позже он решительно порвал с Товариществом, очевидно, разочарованный однообразием тем и метода передвижников, которые полностью отвергали все нововведения современной европейской живописи и требования времени. Величайшая заслуга Репина в том, что ему удалось создать композиционную форму, соединяющую картину бытового жанра с портретом («Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали»), даже с пейзажем, и, как правило, с напряжённым драматургическим действием. Например, «Бурлаки на Волге» - одно из самых «народных» произведений в русской живописи XIX века. Самые известные работы Репина в историческом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (можно проще: «Иван Грозный и сын его Иван»), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ей в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ей прислуги в 1698 г.» (можно проще: Царевна Софья Алексеевна) - поражают правдоподобием реальной жизненной ситуации, даже «натуральностью» изображения конкретных, сиюминутных сцен, создававших «эффект присутствия», ощущение предельной ясности и понятности происходящего. И хотя эти произведения ассоциируются с лучшими достижениями русского искусства XIX века, в ту пору многие критиковали Репина за увлечение натурализмом, за приоритет содержания над решением задач чисто живописного, пластического свойства. Лучшее, что создано Репиным – это, безусловно, его портреты, в которых он достигает предельного психологизма, раскрытия внутреннего мира модели, умеет передать главное, что характеризует человека. Таковы блистательно написанные портреты представителей интеллигенции «Портрет М.П.Мусоргского» (композитора), «Портрет П.А. Стрепетовой (актрисы), «Портрет П.М.Третьякова» (мецената, создателя галереи), «Портрет В. В. Стасова) (художественного и музыкального критика). Выбор моделей не случаен. Для России второй половины XIX века это было показательной тенденцией. Всё это выдающиеся люди, сделавшие немалый вклад в развитие русской культуры, отдавшие свой талант России. Стилистически эти портреты выполнены в соответствии с традицией времени: как правило, нейтральный фон, полуфигура, и всё внимание художника лицу, глазам модели, наиболее полно раскрывающим то, что происходит в душе человека. Есть у Репина и замечательные пленэрные работы – «Осенний букет». Репин отказался примириться с советским строем и с 1903 года жил в Финляндии (сейчас это не территория Финляндии, а пригород Петербурга), в посёлке Куоккала, в усадьбе своей второй жены, писательницы Нордман-Северовой. Свой дом-мастерскую, названную им «Пенаты» (от латинского penates – боги-хранители домашнего очага), он завещал Академии художеств, в которой был на протяжении недолгого времени ректором и преподавателем. Академия художеств в Петербурге носит его имя, так как Репин истинно народный художник, несмотря на то, что его творческий метод и его воззрения не всегда представляются бесспорными.