logo search
Ответы к госу 2012

41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.

Венецианов Алексей Гаврилович – русский художник первой половины XIX века. Венецианов первым из русских художников XIX века обратился к крестьянскому жанру. Он не учился в АХ, но брал уроки у Боровиковского. Затем поселился в собственном имении в селе Сафонково Тверской губернии, где организовал художественную школу для крестьянских детей. Основой его методологии было обучение живописи и рисованию сразу с натуры, а не по гипсовым слепкам, как это было в АХ. Венецианов – основоположник бытового жанра в русской живописи XIX века. В его работах на бытовую тему органично включается и пейзаж, и это в русской живописи встречается впервые. То, что Венецианов обратился к образам крестьян должно рассматриваться как выражение реалистической направленности его творчества. Но крестьяне Венецианова часто идеализированы. Это происходило от большого уважения и сострадания к этим скромным труженикам, будни которых безрадостны и тяжелы («Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно», «Захарка», «Девушка с васильками»).

Федотов Павел Андреевич – основоположник критического реализма в русской живописи XIX века. Сын военного, он и сам был офицером, выбрав местом службы после окончания Московского кадетского корпуса лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге для того, чтобы иметь возможность посещать классы в АХ. Первые его работы сепией демонстрируют творческие наклонности автора: умение подмечать в людях недостатки, высмеивать их (смех сквозь слёзы), иронизировать. Таковы две графические работы, объединённые одним сюжетом: «Смерть Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки». Картины маслом в бытовом жанре посвящены раскрытию пороков общества, высмеиванию человеческих слабостей. Сильная сторона Федотова – умение передать фактурные качества окружающего предметного мира – блеск позолоты, стекла, атласа и т.д. Эти качества Федотов развил, копируя в Эрмитаже картины голландских художников-бытовиков 17 века, которые были великими мастерами в показе деталей интерьера и могли передать особенности фактуры различных предметов. Другая важная особенность Федотова – мастерство в передаче психологических характеристик героев. «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» (метко подмечены характеры и тайные помыслы каждого из героев). Творчество Федотова явилось отправной точкой для последующего развития критического реализма в русской живописи второй половины XIX века. Его идеи будут развивать передвижники.