Игровой фольклор
Народные игры с древних времен были одной из важнейших форм развития народного художественного творчества, В игровых ситуациях взаимосвязано развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра.
Игра имеет глубокий социальный смысл. Развитие игры сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и т.д.) человек играет различные роли. Именно ролевое начало один из важнейших признаков игры. Игра рассматривалась как развлечение, забава, она также связана с отправлением религиозных обрядов, она канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения, а также – репродукция труда (игры, имитирующие различного рода деятельность: охоту, земледелие, скотоводство и др.) как тренировочная функция.
Человеческая культура без игры немыслима, игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, она является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности.
Функции игры:
- коммуникативность – способность охватить свои влиянием всех присутствующих (общение между играющими; между теми, кто играет и наблюдает). В игре каждый участник полностью использует свой деятельный потенциал. Игра – наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом;
- компенсаторная – человек не только тратит, но и восстанавливает энергию (вовлечение в работу ранее бездействующие органы, восстанавливая жизненное равновесие). Позволяет для подростка создать ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости, правильной самооценки, способствует физическому развитию (подвижные), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых;
- педагогическая – «школа жизни» (подготовительное упражнение к настоящей жизни);
- прогнозирующая и моделирующая – экспериментирование с самим собой, моделирование возможных вариантов своего поведения, осуществление связи с нереальным.
Диапазон видов русских народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры («играть песню», «играть свадьбу»), до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми, бытовых сцен (охоты, войны, сельскохозяйственных работ).
В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер (игрище «Ярило» сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводами, играми, кулачными боями). На все время игры человек становился своего рода «заменителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действовал в определенной обстановке.
Существует множество классификаций игр:
Каптерева П.О.:
- совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий (простые движения руками, ногами, головой, туловищем – прыганье, беганье, скакание, танцы);
- совершаемые с помощью разнообразных орудий (бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги и т.п.);
Покровского Е. – детских игр:
- игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и т.п.);
- игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения);
- игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками);
- игры домашние и зимние;
Гомм А.:
- драматические (в жмурки);
- построенные на ловкости и удаче (метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орешки, игры с пальцами и веревочкой);
Терещенко А.В.:
- детские (просты в сюжетном отношении и соответствуют возрасту детей: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси»);
- девические («Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Жмурки» и т.п.);
- мужские («Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой»);
- игры обоего пола;
Всевологодского-Гроссе В.Н.:
- драматические – наличие художественного образа и драматического действия – диалога и движения. Они воспроизводят производственные, а также бытовые эпизоды, закладывают основание народной драмы. Производственные:
- охотничьи (изображают сам процесс охоты, нападения зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе) - охоту на оленя изображали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя);
- скотоводческие - сюжет их связан с пастьбой, кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей (игра в «гуси-лебеди» -воспроизводит эпизоды пастьбы),
- земледельческие – сюжет связан с процессом земледельческих работ. С циклом огородных культур (мак, капуста, хрен, редька). Как правило, это игры-песни («А мы просо сеяли» или «Мак» - играющие становятся в круг и поют песню: Маки, маки. Маковочки. Золотистые головочки, Станьте вы в ряд, как зеленый мак. Затем обращаются к стоящему в кругу «старику»: - Старик! – А! – Поспел мак? – Только с печи слезаю. Песня повторяется и опять вопросы к «старику» и его ответы: «Соху направляю»; «Посеял»; «Всходит» и наконец, когда «старик» скажет «мак поспел», все его хватают и подбрасывают вверх – воспроизводится тряска мака);
Бытовые:
- общественные – преимущественно игры в войну (сюжет воспроизводит определенные исторические военные события);
- семейные: девичьи, любовные, женитьбу и семью (отличительная черта – хороводность, наличие песенного сопровождения);
- спортивные – тренировка тех или иных физических или умственных способностей («Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната»);
- орнаментальные – словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижения. Песни поются разнообразно, но все сводятся к приглашению в хоровод: «пожалуйте в хоровод», «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод».
Игра отвечает празднику и торжеству, создает неповторимую атмосферу веселья и радости, возвышенного мироощущения, например в зимние святки «от Рождества до Крещения». Они выделялись духовным подъемом, весельем («Жмурки». «Сижу-посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи»), примечательная черта – колядование, хождение ряженых. «Масленица» отличалась размахом катания: на лошадях из отдельных упряжек до «поезда из нескольких саней», катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах, взятие снежного города – включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания («Царь горы», «Столбики», «Шапка горит»). Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Ворота».
на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли», многие игры сопровождались песней, связанных по содержанию с игрой. Во всех играх включающих поцелуи, парень с девушкой кланялись друг другу в ноги перед поцелуем (иногда обращение по имени и отчеству к партнеру, когда требовали условия игры).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира