logo
Ответы на Госы

А.С. Макаренко

Новаторство Макаренко в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано славянами («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», братские школы Львовщины, воспитательная система казаков Запорожской сечи, Григорий сковорода, Ушинский, Пирогов).

Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций («Мой мир был неизменно богаче и ярче. Здесь были действительные создатели человеческой культуры…»). Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в творчестве Макаренко представлена широко. Та самая народная педагогика была не только предметом его внимания – но и нередко его опорой.

Он считал закономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русским и украинским народами. Считал бесспорной активную роль украинцев в обогащении духовной культуры народов в сфере языка. Он как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие богатейшие культуры – русскую и украинскую. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности двух народов. Макаренко как бы суммирует и своеобразно трансформирует две богатейшие культуры – русскую и украинскую. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности (своеобразный писатель – его герой воспитывает, его воспитывают, ему говорят о воспитании, он сам говорит о воспитании). Многообразие форм сохранения и передачи педагогической информации – посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуаций и конфликтов, имен и прозвищ, бесконечного количества поэтических миниатюр и остроумных шуток, намеков и упреков, призывов и клятв – в определенной мере заимствовано из народной педагогики.

Он утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях (изучать коллективный педагогический опыт народа - никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа).

Его трудовые традиции колонн и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции – не разрушении традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием. Большое внимание как фактору воспитания уделял народным игре и танцу (игра в «лапту», «довгои лозы», в « масло»). «Педагогическая поэма».