А.С. Макаренко
Новаторство Макаренко в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано славянами («Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», братские школы Львовщины, воспитательная система казаков Запорожской сечи, Григорий сковорода, Ушинский, Пирогов).
Макаренко воспитывался в рабочей среде, жил и трудился среди крестьян, с раннего детства испытывал на себе влияние народных педагогических традиций («Мой мир был неизменно богаче и ярче. Здесь были действительные создатели человеческой культуры…»). Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в творчестве Макаренко представлена широко. Та самая народная педагогика была не только предметом его внимания – но и нередко его опорой.
Он считал закономерным интенсивный обмен духовными ценностями между русским и украинским народами. Считал бесспорной активную роль украинцев в обогащении духовной культуры народов в сфере языка. Он как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие богатейшие культуры – русскую и украинскую. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности двух народов. Макаренко как бы суммирует и своеобразно трансформирует две богатейшие культуры – русскую и украинскую. Его произведения – блестящий образец культурного содружества, пример педагогической общности (своеобразный писатель – его герой воспитывает, его воспитывают, ему говорят о воспитании, он сам говорит о воспитании). Многообразие форм сохранения и передачи педагогической информации – посредством образов, сюжетов, диалогов, монологов, ситуаций и конфликтов, имен и прозвищ, бесконечного количества поэтических миниатюр и остроумных шуток, намеков и упреков, призывов и клятв – в определенной мере заимствовано из народной педагогики.
Он утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях (изучать коллективный педагогический опыт народа - никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа).
Его трудовые традиции колонн и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции – не разрушении традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием. Большое внимание как фактору воспитания уделял народным игре и танцу (игра в «лапту», «довгои лозы», в « масло»). «Педагогическая поэма».
-
Содержание
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира