27. Классификация коллективов нхт
Коллектив (лат. Соллективус – собирательный) – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи;
- социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общественных ориентиров, совместной деятельности и общения.
Коллектив – воспитательная единица. Изначально является формальной единицей. Неформальная структура возникает на основе личностных интересов. Коллектив является полностью сформированным – когда сформирован его актив. Важным условием формирования коллектива является совместная деятельность
Теория Макаренко:
Построение перспективы (общественное и интересное);
Включение в совместную деятельность;
Развитие самоуправления;
Развитие традиций.
Этапы развития коллектива:
Педагог-организатор-руководитель;
Выделение актива (выполняющих часть организаторских функций);
Гармоничное сочетание конкретных отношений и гармоничное подчинение педагогу.
Коллектив НХТ – социальная общность людей, объединенных на основе народного творчества.
Самодеятельный фольклорный ансамбль – организуется при клубных учреждениях, учебных заведениях и студиях, охватывает все возрасты и социальные слои общества. Различаются по исполнительскому составу, количественному и качественному составу (17-15 или 5 чел.)
Театральная форма в самодеятельном искусстве. Самодеятельный фольклорный театр – к их деятельности относятся: обряды, игрища, представления, драмы, проза и поэзия, балаганы и т.п. с включение декорации, хореографических постановок, светового оформления. Тексты берутся из народных подлинников, иногда включаются комментарии ведущего.
Самодеятельный ансамбль народной музыки – сохранение аутентичных народных традиций, подлинных приемов игры; реконструкция, создание народных инструментов. Игра сопровождается песней, частушкой. Чаще всего задействуют гармошку, балалайку, духовые деревянные инструменты, реже – скрипку, гусли, колесную лиру, барабанки.
Самодеятельный хореографический коллектив
Коллектив НХТ – группа людей, решающая ряд совместных задач:
Удовлетворение потребности в творчестве;
Структурирование свободного времени;
Добровольное участие в коллективе;
Широкое разнообразие деятельности (специализация в разных областях);
Объединение людей разных возрастов, социального положения и образовательного уровня.
Важную роль в становлении коллектива играют традиции – одно из звеньев образа жизни, удовлетворения личных и общественных интересов. В лучших коллективах – интерес и участие друг к другу.
Заметную роль в жизни коллективов НХТ играют обычаи. Часть из них связана с приемом в коллектив – призвана подчеркнуть важность этого события. Ритуализация определенных моментов жизни коллектива, придание им символичности, выразительности, красочности. Ритуалы часто связаны с предметами-символами (значки, эмблема и др.). Обычай приглашать на занятие гостей, публику (дни открытых дверей). Обычаи – связанные с публичными выступлениями (начинать с определенного произведения, надевать определенную одежду), периодические встречи, торжественное проведение первого и последнего занятия и т.п.
Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим единством.
Уже на первом занятии участники имеют ряд качеств присущие коллективу:
Сходством на базе общего увлечения;
Принятыми правилами совместной деятельности;
Наличием органов общественного управления.
Но прежде чем стать настоящим коллективом, предстоит пройти ряд этапов:
Формирование общей цели (крупные социально значимые цели). На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям новых форм сотрудничества, разумного участниками своих желаний и стремлений (замечать, поощрять, стимулировать). Важно отмечать каждый совместно взятый рубеж публичным отчетом коллектива, показом результатов общего труда;
Развитие мотивов участия в коллективе должно определяться освоением общих целей коллектива – оно важный показатель эффективности воспитательного процесса. Показатели: рост осознанности мотивации и ее обогащение; стремление к многоплановому общению с коллегами;
Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» должны включать как можно большее количества участников коллектива (взаимное узнавание, становление структуры неформальных отношений в коллективе);
Истинно коллективное действие строится на взаимном уважении и многостороннем интересе к коллегам, развивается на позитивном эмоциональном фоне (успех коллеги воспринимается не менее горячо, чем собственный, общие достижения – высшая цель)
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира