logo
Ответы на Госы

Фольклор периода Великой отечественной войны

В годы ВОВ процессы создания и бытования устного народного творчества протекали особенно быстро.

Фольклор ВОВ составляют произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические, создававшиеся самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками концлагерей. В них нашли художественное отражение жизнь и борьба народов страны, героизм защитников отечества, вера в победу, горечь отступления, радость победы, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены.

Фронтовой фольклор – произведения народного поэтического творчества, созданные на фронтах ВОВ воинами всех национальностей СССР (бытовал преимущественно на русском языке). Был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. Основные жанры: - песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Особенно распространено было песенное творчество фронтовиков (марши, баллады, песни юмористические, лирические песни-письма и песни-ответы, сатирические песни-пародии). (песня «Крутится, вертится шар голубой» имела много переделок: «Крутится, вертится Гитлер чумной – влип он в историю с этой войной»). (и другие популярные песни: «Катюша», «Синий платочек», «В землянке», «Темная ночь»).

Фронтовые песни распространялись не только устно, но и в письменной форме (вкладывались в письма, заносились в записные книжки, девичьи альбомы, помещались в боевых листках, печатались в дивизионных и армейских газетах).

Были сложены песни об обороне Одессы, Москвы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда. Главная тема – защита Родины, русской земли. Десятки тысяч произведений возникали по горячим следам, устный репертуар изменялся вслед за изменяющейся обстановкой («Раскинулось море широко» в 1942 г. изменилась «Раскинулось море широко у крымских родных берегов» - песня защитников Севастополя, «Если, товарищ, нам здесь умирать, умрем же в бою как герои, ни шагу назад нельзя отступать, пусть нас в эту землю зароют» - так пели до конца мая, а в начале июня: «Так значит, товарищ, нам здесь умирать, умрем же в бою как герои», после усиленной бомбардировки немцами: «Прощай, Севастополь, наш город-боец, прощайте орлята-ребята, патронам в обойме приходит конец, одна лишь осталась граната», и добавлялось «»Пускай мы погибнем в неравном бою, но братья победы добьются, взойдут они снова на землю свою, с врагами сполна разочтутся», а когда фашисты захватили: «Мы долгие месяцы дрались в кольце, за свой Севастополь сражались, дома эти, улицы, камни его недешево гадам достались», а в августе 1942 года: «Так яркое солнце нельзя потушить, Так шторм успокоить нет силы, не будут враги в Севастополе жить, он станет им только могилой» (9 мая 1944 г. Севастополь освободили) – Б.П. Кирдан.

Сказки и многочисленные анекдоты исполнялись в госпиталях и непосредственно на фронте – во время кратковременного отдыха бойцов. Большой популярностью пользовались сказки о солдатах и о военной службе. Герои фронтовых сказок, как правило, поступали на военную службу, быстро продвигались по служебной лестнице и дослуживались до генералов. Военный быт врывался в традиционную волшебную сказку, особенно богатырскую, описывающую битвы и сражения (Сказки о Еруслане Лазаревиче и Бове Королевиче: «Царь Вахрамей говорит Еруслану: «Отдаю тебе половину царства». А Еруслан ему рапортует: «Мне не нужно полцарства, а я хочу жениться на твоей дочери!...»; встреча Еруслана с богатырской ратью: «… Наехал на силу богатырскую побитую. Ну, не так много побито, как под Сталинградом, но все же порядочно…»; обращаясь к своим богатырям, действует совсем не в рамках воинского устава: «…Он скомандовал: По коням! – и поехал в чистое поле, в широкое раздолье, в зеленые луга разгуляться».)- Л.Н. Пушкарев – фольклорист-фронтовик.

Партизанский фольклор и фольклор населения временно оккупированных врагом территорий – в жанровом отношении имел сходство с фронтовым, но отличался тематическим своеобразием. Партизанский фольклор отражал боевые подвиги партизан, подневольную жизнь населения, бесчинства захватчиков. Подобно фронтовикам, партизаны с песней шли в бой, возвращались с боевого задания, с песней вступали в освобожденные села. Пели во время марша и отдыха, в минуты радости и печали.

Партизаны рассказывали сказки, анекдоты, всевозможные истории, легенды, пели частушки. Многие из них осуждали старост, полицаев (Для продажной псины – кол из осины; Партизана - к обеду, а предателя - к ответу).

Особый фольклор – фольклор полонянок, произведения, созданные девушками в фашисткой неволе. В них острая тоска по родине (Жалко до слез родных берез). В песнях девушки жаловались на подневольную жизнь.

Фольклор тыла – произведения народного поэтического творчества, созданные и бытовавшие среди рабочих, колхозников и других тружеников тыла (песни, причитания, частушки, легенды, предания, сказки). Он отразил патриотическое чувство народа. Лирические произведения запечатлели проникновенные образы девушек и женщин, стойко выдерживающих трудности военного времени. Их любовь к родному фронтовику сливалась с любовью к Родине (частушка: Соловейка за рекою Громко песни распевал. Как пришел фашист поганый, Соловейка замолчал).