Фольклор периода Великой отечественной войны
В годы ВОВ процессы создания и бытования устного народного творчества протекали особенно быстро.
Фольклор ВОВ составляют произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические, создававшиеся самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками концлагерей. В них нашли художественное отражение жизнь и борьба народов страны, героизм защитников отечества, вера в победу, горечь отступления, радость победы, преданность Родине и предательство, верность в любви и любовные измены.
Фронтовой фольклор – произведения народного поэтического творчества, созданные на фронтах ВОВ воинами всех национальностей СССР (бытовал преимущественно на русском языке). Был распространен во всех родах войск: среди летчиков, моряков, танкистов, связистов, пехотинцев, саперов. Основные жанры: - песни, частушки, предания, устные рассказы, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Особенно распространено было песенное творчество фронтовиков (марши, баллады, песни юмористические, лирические песни-письма и песни-ответы, сатирические песни-пародии). (песня «Крутится, вертится шар голубой» имела много переделок: «Крутится, вертится Гитлер чумной – влип он в историю с этой войной»). (и другие популярные песни: «Катюша», «Синий платочек», «В землянке», «Темная ночь»).
Фронтовые песни распространялись не только устно, но и в письменной форме (вкладывались в письма, заносились в записные книжки, девичьи альбомы, помещались в боевых листках, печатались в дивизионных и армейских газетах).
Были сложены песни об обороне Одессы, Москвы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда. Главная тема – защита Родины, русской земли. Десятки тысяч произведений возникали по горячим следам, устный репертуар изменялся вслед за изменяющейся обстановкой («Раскинулось море широко» в 1942 г. изменилась «Раскинулось море широко у крымских родных берегов» - песня защитников Севастополя, «Если, товарищ, нам здесь умирать, умрем же в бою как герои, ни шагу назад нельзя отступать, пусть нас в эту землю зароют» - так пели до конца мая, а в начале июня: «Так значит, товарищ, нам здесь умирать, умрем же в бою как герои», после усиленной бомбардировки немцами: «Прощай, Севастополь, наш город-боец, прощайте орлята-ребята, патронам в обойме приходит конец, одна лишь осталась граната», и добавлялось «»Пускай мы погибнем в неравном бою, но братья победы добьются, взойдут они снова на землю свою, с врагами сполна разочтутся», а когда фашисты захватили: «Мы долгие месяцы дрались в кольце, за свой Севастополь сражались, дома эти, улицы, камни его недешево гадам достались», а в августе 1942 года: «Так яркое солнце нельзя потушить, Так шторм успокоить нет силы, не будут враги в Севастополе жить, он станет им только могилой» (9 мая 1944 г. Севастополь освободили) – Б.П. Кирдан.
Сказки и многочисленные анекдоты исполнялись в госпиталях и непосредственно на фронте – во время кратковременного отдыха бойцов. Большой популярностью пользовались сказки о солдатах и о военной службе. Герои фронтовых сказок, как правило, поступали на военную службу, быстро продвигались по служебной лестнице и дослуживались до генералов. Военный быт врывался в традиционную волшебную сказку, особенно богатырскую, описывающую битвы и сражения (Сказки о Еруслане Лазаревиче и Бове Королевиче: «Царь Вахрамей говорит Еруслану: «Отдаю тебе половину царства». А Еруслан ему рапортует: «Мне не нужно полцарства, а я хочу жениться на твоей дочери!...»; встреча Еруслана с богатырской ратью: «… Наехал на силу богатырскую побитую. Ну, не так много побито, как под Сталинградом, но все же порядочно…»; обращаясь к своим богатырям, действует совсем не в рамках воинского устава: «…Он скомандовал: По коням! – и поехал в чистое поле, в широкое раздолье, в зеленые луга разгуляться».)- Л.Н. Пушкарев – фольклорист-фронтовик.
Партизанский фольклор и фольклор населения временно оккупированных врагом территорий – в жанровом отношении имел сходство с фронтовым, но отличался тематическим своеобразием. Партизанский фольклор отражал боевые подвиги партизан, подневольную жизнь населения, бесчинства захватчиков. Подобно фронтовикам, партизаны с песней шли в бой, возвращались с боевого задания, с песней вступали в освобожденные села. Пели во время марша и отдыха, в минуты радости и печали.
Партизаны рассказывали сказки, анекдоты, всевозможные истории, легенды, пели частушки. Многие из них осуждали старост, полицаев (Для продажной псины – кол из осины; Партизана - к обеду, а предателя - к ответу).
Особый фольклор – фольклор полонянок, произведения, созданные девушками в фашисткой неволе. В них острая тоска по родине (Жалко до слез родных берез). В песнях девушки жаловались на подневольную жизнь.
Фольклор тыла – произведения народного поэтического творчества, созданные и бытовавшие среди рабочих, колхозников и других тружеников тыла (песни, причитания, частушки, легенды, предания, сказки). Он отразил патриотическое чувство народа. Лирические произведения запечатлели проникновенные образы девушек и женщин, стойко выдерживающих трудности военного времени. Их любовь к родному фронтовику сливалась с любовью к Родине (частушка: Соловейка за рекою Громко песни распевал. Как пришел фашист поганый, Соловейка замолчал).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира