Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
Термин «детский фольклор» был введен в обиход в нач. 20 в. – обозначал произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми.
Наблюдая за детьми, за бытованием фольклора в детской среде, ученые заметили, что обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети напевают свои заклички, совершая как бы обряд поклонения культу природы.
Существует несколько классификаций детского фольклора:
Виноградова Г.С.:
- игровой;
- потешный;
- сатирическая лирика;
- бытовой;
- календарный.
КапицыД.И.:
- поэзия взрослых для детей, выпавшая из фольклора взрослых и усвоенная детьми;
- собственное творчество детей.
Мельника М.Н.:
- поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);
- бытовой фольклор;
- детские народные песни (диалогические, кумуметивные?);
- игровой фольклор (считалки, игры);
- календарный;
- потешный (прибаутки, небылицы, дразнилки).
Фольклор пестования – тонкий и глубокий инструмент народной педагогики, включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. К нему относятся колыбельные песни (происходят от слова колыбать – колыхать, колебать, качать – колыбель, коляска. В народном обиходе было название «байка» - от глагола «байкать» (баюкать, усыплять). В народе дорожили колыбельными песнями, колыбельным мастерством и передавали его из поколения в поколение. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 лет уже сами становились няньками младших братишек и сестренок.
Колыбельные песни имеют очень древнее происхождение. Круг опоэтизированных в них лиц, предметов предельно узок: сам младенец, его мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули, домашние животные, мифологические образы, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок. Тексты песен очень просты, как бы сотканы из существительных и глаголов (вводилось то, что ребенок воспринять органами чувств – Я качаю, забаю, Пошел отец за рыбою, Мать пошла мешки таскать, Бабушка уху варить, А дедушка свиней манить). Здесь каждый стих – новая динамическая картинка, так как ребенок еще не в состоянии долго удерживать в памяти тот или иной образ, то или иное слово, надолго останавливать свое внимание на чем-то одном. В колыбельный репертуар входили обрядовые, хороводные, игровые песни, часто обогащение колыбельных шло за счет прибауток из собственного репертуара пестуний. Колыбельная песня, будучи формой воздействия на ребенка, инструментом народной педагогики, является еще и песней матери, в которой мать выпевает и то, что прямо не адресовано ребенку, что выражает ее чувства и переживания за пределами воспитательных задач.
Пестушки. Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов. Распеленав ребенка. Мать или няня, обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступни (помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность организма – важно в период первоначального роста). Во время этой процедуры исполнялась незатейливая песенка: Потягушки, порастушки… Поперек толстунушки, А в ножки ходунушки, А в руки фатунюшки. А в роток говорок, А в голову разумок (здесь есть понимание значения этого приема и для роста организма, и для развития двигательных функций ребенка, и для умственного и нравственного развития). По мере подрастания ребенка упражнения усложняются, усложняется и текст пестушки: Тятеньке – сажень, Маменьке – сажень, Дедушке – саженб, Бабушке – сажень, Брату – сажень, Сестрице – сажень, А колюшке – большую, наибольшую. Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Имеют отличное от родственных содержание, касающееся только физического воспитания. В них не всегда есть рифма, но если есть, то парная. Поэтизация текста достигается с помощью повтора. К пестушкам примыкают заговоры-шутки, купают ребенка, чтобы он не плакал, весело приговаривают: С гуся вода, С Пети худоба.
Потешки – забавы взрослых с малыми детьми, сопровождаемые различными движениями, хлопками и т.д. Это и песенки – приговорки, организующие эти забавы. Главное назначение потешки – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки: Большаку дрова рубить (большой палец), А тебе воды носить (указательный), А тебе печа топить (безымянный), А малышке песни петь (мизинец), Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народного музыкально-поэтического творчества.
Прибаутки – «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». Стишки-песенки, которые развлекали и потешали людей. От потешек они отличались тем, что не сопровождались определенными игровыми действиями. Генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням (как жанр детского фольклора оформились не аньше 17 в.): Коза, коза, бя, Где ты была? Коней стерегла. И где кони? Они в лес ушли… Жанр прибауток не однороден, в него входят короткие песенки (без комического элемента), обращения к детям типа: Наша доченька в дому Что оладушек в меду, Что оладушек в меду, Сладко яблоко в саду. Прибаутки-шутки, унаследовали систему образов скоморошных песен, таковы песенки про животных, насекомых, делающих человеческие дела: Кошка в лукошке Рубашки шьет, У нашей кошки Три сдобные лепешки, А кот на печи Сухари толчет, А у нашего кота Три погреба молока. Существуют приговорки-притчи (доступный детям урок нравственности, облеченный в занимательную форму): - Тит? А Тит? – Чего? – Иди молотить. – Брюхо болит. – Ходи кашу ись. – А где моя большая ложка?
Детский фольклор – сложный феномен, конструируемый с одной стороны, принадлежностью традиции и обряду, с другой – особенностью детского возраста. Фольклор пестования – один из важных элементов народной педагогики, формирующий и закладывающий в ребенке идеалы и ценности, воспитывающий любовь и уважение к семье, природе, окружающему миру, труду.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира