Связь нхк с другими науками
НХК развивается на основе нескольких системных научных знаний: этнография, антропология, этнология, этнопсихология и фольклористика. Эти науки имеют свою специфику, но объединены воедино, т.к. все в той или иной степени рассматривают культуру народа; помогают понять формы и способы существования того или иного этноса, что в свою очередь, помогает разобраться в ценностях и идеалах народа, разобраться в их мировоззрении и особенностях развития их культуры.
Этнология. Цель – описать культурные различия между народами и объяснить их развитие через призму времени.
Термин – этнос.
Предмет – теория этносов (теоретическое народоведение).
Проблемы – возникновение, развитие и распространение этносов, расселение, происхождение, социально-политческая структура, родство между этносами.
Рассматривает НХК в контексте всех сфер развития этносов. Теория эволюционизма Лурье «Историческая этнология». Теория дифференцизма – Ратцель (в формировании культуры – географическая среда). Теория функционализма – Турнвальд (в развитии культуры – процесс распространения из одного или нескольких определенных центров). Малиновский (связь между сферами общественной жизни; функции культурного явления; культура служит каждым индивидам; культура – механизм, с помощью которого человек решает проблемы окружающей среды)
Антропология
Цель – изучение человека.
Предмет – соотношение между этнологией и антропологией.
Проблемы – особенности человеческих рас, специфики физического строения, умственных способностей, морали, традиций языка.
Изучает НХК через призму проблем человека и человечества.
Этнография – описательная наука.
Цель – описать жизнь и быт различных народов, их материальную культуру, традиции и обычаи.
Предмет – «практическое народоведение».
Проблема – создает базу данных, факты осмысления художественных аспектов жизни и быта различных народов, сохраняет самобытные формы народного творчества, отслеживает традиции развития НХК в разных регионах.
Этнопсихология
Цель – исследовать психологические особенности различных народов.
Предмет – создание научной базы для выявления глубинных знаний и смысла НХТ, образов и языка, определенных менталитетом, психологией и представлением о мире.
Проблемы – историческая динамика; закономерности развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы творчества.
Ученые: Шпет «Введение в этническую психологию», Гачев «Национальные образы мира», Юнг «Психология бессознательного».
Фольклористика
Цель – сбор, систематизация и изучение фольклора.
Предмет – жанры традиционного народного творчества.
Проблемы – спасение памятников НХК; сохранение имен народных мастеров с помощью фольклорных экспедиций.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира