Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
Этногенез (греч. Этнос – племя, генез – происхождение, момент зарождения и последующий момент развития).
Происхождение, зарождение народа. Включает в себя как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических (описательных), лингвистических (языковых) и антропологических (знаний о человеке) особенностей.
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) российский историк, географ, д.и.н.. Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категорий, исследовал биоэнергетическую концепцию этногенеза (назвал ее пассионарностью; пассион - страсти). Еесущность – люди - это организмы, живущие в коллективах, возникшие и исчезающие в историческом времени. Эти коллективы – этносы, а процесс от их возникновения до распада – этногенез. У всякого этнома есть начало и конец. Как и любой человек, этнос рождается, взрослеет, стареет и умирает. Обычно к истории применяют 2 теории: вращательную (теорию циклизма) и поступательную (выше-ниже; лучше-хуже), попытка их объединить породила образ спирали. Но есть форма колебательная (вибрирующее движение, затухающее, подобно звучанию струны), именно она отвечает параметрам этногенеза.
Каждый этнос или скопления этносов (суперэтнос) возникает в следствии микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведение на новый – более жизнеспособный. Возникающий этнос проходит стадию подъема, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего, либо распадается, либо сохраняется как реликт – состояние без саморазвития.
Концепция Гумилева в определенной мере определяет механизм пробуждения, активизации и угасания творческой энергии народов на разных стадиях его развития.
Этногенез – это наука о народе, тесно связанная с НХК, так как понимание развития, формирования, существования, согласно теории Гумилева и погибание нации – это источник информации, позволяющий понять события и факты, отразившиеся в их культуре.
-
Содержание
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира