Частушки
Наиболее развитым жанром позднетрадиционного фольклора являются частушки.
Частушки - короткие рифмованные лириче~кие песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительнуюили отрицательную оценку. Во многих частушках присутствуетшутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шестьстрок. Основной тип - четырехстрочный - сформировался. вовторой половине XIX В., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно пляcoBыe, которые исполняются только под пляску (например, подкадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки: "страданuя"и "Семеновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).
Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчиBыe напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытованиичастушкам иногда свойственна речитативность (близость к напевной декламации). В них сочетаются слово, напев, инстру ментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают импровизацию, занимающую в частушке значительное место.
Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как наниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы, частущечные спевы, которые могут включать разное количествостроф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессеисполнения частушек действует кумулятивно-контаминационный порождающий механизм, он и создает частушечный спевпо какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудовых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.
ФОЛЬКЛОР РАБОЧИХ. Фольклор рабочих (рабочий фольклор) - устные народные произведения, которые бьши созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовныезапросы именно этой среды.
Устный репертуар рабочих бьш значительно шире собственно рабочего фольклора. Еще в XIX В., а также позднее, в средерабочих записывали крестьянские песни, сказки, пословицы ипоговорки, обрядовую поэзию. Исследователями бьшо отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы рабочих, их идеалы. Например, традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величаЛьную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец!. Подобные факты свидетельствовали о том, что фольклор рабочих, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданнойпатриархальной деревней.
Однако, в отличие от частушки, фольклор рабочих не превратиJ.IСЯ в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность - локальность, замкнутость в пределах той илииной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов ирудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга.
Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также бьт своеобразным. В большинстве случаев они имели авторов - непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь сустной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, ЧТО он бьт невысок, произведениярабочего фольклора не имели большого количества вариантов. К примеру, ОдНа из ранних рабочих песен, созданная сибирскими рудокопами близ Барнаула - "О, се горные работы ", в полном виде бьта записана только трижды (см. в Хрестоматии).
В фольклоре рабочих преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизньугнетателей - владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни отличались приземленностью, натурализмом, почти документальным описанием процессов труда. Их лексика - бытовая, насыщенная профессиональными терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, как правило, четырехстрочные куплеты.
Среди произведений несказочной прозы рабочих значительное место занимали предания. В них рассказывалось об основателях промыnтенных предприятий (например, о Никите Демидове, построившем в ХУIII в. первые заводы на Урале). СQхранялись семейные предания о рабочих дИНастиях. В местах, по которым прокатилась крестьянская война под предводиТедьством Пугачева (1773-1775 гг.), рассказывали предания об этих событиях.
Рабочие создали социально-утопические легенды о .благородных разбойниках - народных заступниках (Сороке, братьях Белоусовых и др.). У героев этих легенд, как правило, бьти реаль
. ные жизненные прототипы. ,
Условия Урала, Сибири и других мест, где рабочие жили в окружении суровой и дикой природы, привели к возрождению языческих верований. Среди рабочих возникли мифологические рассказы о хозяевах недр (см. в Хрестоматии сибирскую бьтичку о Горном Батюшке), о природных богатствах и тех умельцах, которые смогли их взять из земных недр. Подобными рассказами уральскихрабочих воспользовался писатель п. п. Бажов ("Малахитовая . шкатулка").
Сказки рабочих, известные в очень небольшом .количестве, представляли собой занимательные повествования, близкие анекдоту. Они изображали адскую, каторжную жизнь рабочих и сатирически рисовали владельца завода. Чудесное в этих сказках представало как сатиричecKaя метафора.
У рабочих бытовали многие общенародные пословицы и поговорки, которые, как и повсюду в живой речи, приспосаблива
. лись к новым условиям. по их образцу создавались собственнораQочие изречения, специфичные по содержанию. В пословицах рабочих ценилось профессиональное мастерство и умение(Всякая работа мастера хвалит), подчеркивалось, что мастерству надо учиться (Кукушка - не ястреб, а неуч - не мастер). Пословицы рассказьmали о тяжелых условиях жизни рабочего человека (Батюшка Питер бока наши повытер, братцы-заводы унесли годы, а матушка-канава совсем доконала; Золото добываем, себе могилу копаем; Хлеб и вода - шахтерская еда). Отрицательную характеристику получ~и хозяева (Хозяину чужое гЩJе негорько; Кому чай да кофей, а нам чад да копоть).
В конце XIX - начале хх в. в рабочей среде возникли пословицы о политических событиях, например о расстреле демонстрации перед Зимним дворцом в 1905 г. (Ко дворцу шли просители, а от дворца мстители; Пятый год фабрикантам .даром непройдет). Некоторые пословицы этого периода напоминали лозунги (Дай песне волю - она тюрьмы раскроет, непорядок разроет), а также иносказательные призьmы (Руби столбы, заборы самиповалятся) .
Со временем в пролетарскую среду быстро вошла книга, потеснив устную поэзию. С 60-70-х гг. XIX в. в песенный репертуар рабочих через пропагандистские газеты и журналы началипроникать стихотворения поэтов-революционеров, в которыхпреследовались политические, агитационные цели. Народникп. А. Лавров на мелодию и размер французской "Марсельезы" создал стихотворение "Отречемся от старого мира". Появились созданные марксистами революционные гимны И марши, также нередко имевшие свои литературные образцы ("Варшавянка" г. М. Кржижановского, "Смело, товарищи, в ногу" п. А. Радина, "Интернационал" А. Коца и др.). Они исполнялись на маевках и демонстрациях
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира