Народные календарные праздники и обряды на городской площади
Праздничная площадь – явление, сформировавшееся на стыке двух культур – аграрной и индустриальной. Эта сложность (неоднородность и многосоставность) породила пестроту зрелищных форм, ставшую специфическим праздником городской площади во время народного гуляния по календарным праздникам.
В русских городах 19 в. на протяжении года проводилось много гуляний, приуроченных к сезонным и церковным праздникам, ярмаркам и др. Устраивались они в разных местах города в зависимости от обычая, от времени года, от массовости.
Многочисленными были гуляния в Москве, до 30 в год. Летние и весенние гуляния устраивали как в городе, так и в пригородах. Проходили и в других городах, отличаясь местными чертами. Повсюду, главным номером праздничной площади были ледяные горы, а также обязательные катания на лошадях.
К древним зимним увеселениям в городах прибавились балаганы, представления в них шли на протяжении всей масленицы. Не обходилась масленица и без блинов, сбитня (горячий медовый напиток).
Цикл весенних городских праздников начинался за неделю до пасни, в субботу, накануне вербного воскресенья. Проводился вербный базар и гулянье в Москве: вдоль кремлевской стены, устраивались полотняные палатки и лари, в них продавали детские игрушки, искусственные цветы, лубочные картинки, старые книги, бракованную посуду. Тут же пристраивались иностранцы, греки продавали рахат-лукум, французы пекли вафли.
В Петербурге ярмарка размещалась перед Гостиным двором (Невская и Садовая). Гулянье народа и бойкая торговля пучками верб, украшенными бумажными цветами и херувимами из воска, игрушками и лакомствами. Настоящего веселья не было (еще продолжался пост), но массовый выход на простор улиц, шум и толкотня, остроумные выкрики лотошников – как репетиция перед большим гуляньем на пасху.
Через неделю, в установленных традицией местах появлялись качели, оживали карусели, начинались представления в балаганах, оживали карусели, начинались представления в балаганах. Качели – одно из самых любимых развлечений русского народа, еще с древнейших времен. В 18-19 вв. 2 типа качелей: пара вкопанных в землю столбов, к которой привязывалась доска; на 2-х столбах была прикреплена вращающаяся ось, от которой с краев по радиусам шли балки, на концах двух параллельных балок была подвешена кабина, в которую помещались желающие покататься (ось приводилась во вращение и кабинки с земли поднимались высоко над толпой). Качели притягивали торговцев, лицедеев, дрессировщиков, увеселителей и забавников.
Довольно регулярно гулянье проводилось 1 мая, проходившее за городом, в рощах, оно было связано с весенним пробуждением природы, с культом древних цветов. 1 мая был полупраздником, но отмечался повсеместно. Москвичи старались выехать в Соколики, шли в Петровский парк, где устраивались общественные чаепития на открытом воздухе. Возводились небольшие балаганы-однодневки. Одновременно действовали карусели, качели, ходили шарманщики и хоры русских песенников. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками. Группы гуляющих располагались прямо на траве.
Широкий размах принимали гулянья в семик и троицу, место для которых отводилось за городом, «на природе». В Казани троицу отмечали «в Публичной роще, где выстраивались качели, коньки (вид карусели), балаганы и куда стекались торговцы сластями, фруктами, мороженым и т.д.». Гуляньями сопровождались все ярмарки, чем богаче ярмарка, тем более широкого размаха гулянье. Балаганы, театры, карусели, раешные панорамы, медведчики с учеными медведями, кукольные комедии, цирки и прочие увеселения, действовали с первого до последнего дня ярмарок, длившихся месяц и больше. Карусели украшались, а позже иллюминировались. Они имели специальную площадку для выступления зазывал. Особо популярны были «самокаты» - двухэтажные крытые карусели с наружной и внутренней галереями, в них соединение действа-катания с театрализованным зрелищем достигло наибольшей полноты. Карусельное катание сопровождалось выступлениями на галереях актеров самого разного плана. В Нижнем Новгороде популярность самокатной карусели стала настолько велика, что площадь для ярмарочных увеселений называли Самокатной.
Балаганы, карусели, качели, горы составляли основу гуляний. Вниманием публики пользовалась также и разнообразная реклама:
- устная – громкие зазывы торговцев и ремесленников, в будни и в праздники 18-19 вв. существовала в 2-х разновидностях: в форме выкриков («Картофель, картофель, картофель!». «Владимирская, крупная, отборная, самая холодная клюква!») и в форме прибауток, развернутых приговоров, отличавшихся большим размером, сложным строением, существовавших в форме раешного стиха, использовавших различные художественные приемы (Оладьи, оладушки, Для деда и бабушки. Для малых ребяток На гривну десяток. Вот оладьи…);
- живописная – всевозможные вывески и афиши. Подготовка населения к предстоящему празднику начиналась задолго до самой ярмарки, главную роль играли здесь широковещательные афиши, расклеивавшиеся, развешивавшиеся по всему городу. В них сообщалось о приезде талантливых артистов, об ангажировании известных гимнастов, турнистов, клоунов, комиков, шутов, жонглеров, виртуозов, геркулесов, рассказчиков, куплетистов, гармонистов, балалаечников, танцовщиц, мимиков и др., обещались удивительные представления. Во время праздника программки раздавались в толпе специально нанятыми людьми, самими актерами или разбрасывались с балконов. Вывески и афиши близки лубку как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок и подпись – три компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на ярмарочной площади свою основную обязанность – раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя. Разрисовка балаганов продолжала то, что было достигнуто лубком 17-18 вв. Лубочные картинки отличались монументальностью рисунка, декоративностью, пренебрежением к деталям и минимальным включением текста. Все это перешло в настенную роспись ярмарочных строений и вывесок, для которых характерно отсутствие печатного текста, четкая прорисовка контура главной фигуры, уравновешенная композиция, яркие и сочные краски. Афиши, программки, объявления с их многофигурностью, сложной композицией, обильным вкраплением текста продолжали традицию камерного лубка 19 в., предназначавшегося для внимательного рассмотрения дома;
- театрализованная – выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, на специальных подмостках качелей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Театрализованная реклама (в отличии от устной и живописной) существовала только на ярмарке, на гулянье.
Гулянье на праздничной площади представляло хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления. Разноцветные яркие наряды гуляющих, броские костюма артистов, кричащие вывески балаганов, качелей, лавок, трактиров, переливающиеся всеми цветами радуги изделиями кустарных промыслов.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира