Фольклорный театр и его художественные традиции
Фольклорный театр многообразен: представления скоморохов, кукольный театр Петрушки, балаганы, раек, вертеп, народная драма.
Истоки его уходят в глубокую древность (древнеславянские праздники и обряды с ряженьем, пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками).
Первыми актерами на Руси считаются скоморохи – «потешники», которые нередко развлекали народ своими шутками и веселыми сатирическими сценками (1-е упомин. в «Повести временных лет»).
Скоморохи делились на оседлых и прохожих (бродячих), были и скоморохи одиночки, скоморохи-кукольники, скоморохи с медведем. Бродячие скоморохи разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, разыгрывали «небывальщины» (сюжет их: мужик и барин, мужик и церковнослужитель, хитрый старик, который притворяется глухим, но все слышит и т.д.), исполняли «скоморощины» (иногда и былины). На ярмарках показывали «Медвежью комедию» (с настоящим медведем – прародителем, символом здоровья, силы, плодородия, благополучия) из 3-х частей: пляски медведя с козой (изображал мальчик, держа в руках на палке козлиную голову с рогами); пляска медведя с поводырем; борьба медведя со скоморохом.
Скоморохи выражали мысли и чувства народа, осмеивали бояр и попов, прославляли силу и удаль богатырей.. В 1648 г. царским указом запретили скоморошество, но не искоренили.
Появление кукольного театра также связано со скоморошьими играми. Скоморохи-кукловоды устраивали кукольные спектакли с главным персонажем – озорным и веселым Петрушкой, который часто заполнял паузы между различными театрализованными действами. Любимый герой скоморохов и зрителей, удалой смельчак и задира, сохранявший чувство юмора и оптимизма в любой ситуации, выразитель социального протеста. Постоянно действовали 2 героя – Петрушка и городовой; Петрушка и лекарь и т.д. Сюжеты самые обычные, жизненные: Петрушка женится; покупает лошадь у цыгана; спорит с городовым и т.п., но он неизменный участник конфликтной ситуации, которую зачастую сам же и провоцирует. Герой с острым языком и дубинкой всегда чинит суд и расправу над враждебными силами (поп, который обманывал народ; лекарь, который плохо лечил; татарин – память о татарском нашествии; полицейский; обманщик и т.д.). Но и Петрушке тоже достается в конце представления – появляется черт, либо городовой, либо смерть, но и с ними он успешно борется.
Комедия о Петрушке – памятник устной народной драмы (она никогда не имела постоянного текста и бытовала во многих вариантах).
Был распространен и вертеп (особенно в южных обл.) – переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться изготовленные из дерева и других материалов куклы. «Зеркало сцены», открытое публике, было разделено на 2 этажа: сверху на крышке – миниатюрная колокольня; на ней за стеклом горела свеча (волшебный характер действию).
Куклу прикрепляли к стержню, нижнюю часть которого держал кукловод, скрытый ящиком, на верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты (Рождества Иисуса Христа, произошедшего в пещере – в переводе «вертеп»; «Царь Ирод» - предание об истреблении Иродом младенцев и о каре, настигшей его за злодеяние), на нижнем – житейские, чаще всего комедийные.
С ростом городов и популярности русских ярмарок, набирают силу ярмарочные зрелища, Наиболее распространенным был раек (вплоть до конца 19 в. - непременная часть праздничных народных увеселений).
Раек – небольшой аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди (Д.А. Раввинский). Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенным изображением разным городов, великих людей и событий. Раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому номеру, часто очень замысловатые. Раешник не просто показывал картинки, но и комментировал их, рассказывая об изображенных там событиях, иногда критикуя власть и установленный порядок, затрагивал животрепещущие проблемы.
Основой райка выступали лубочные картинки, составлявшие своеобразную народную библиотеку (в конце 18-начале 19 в. картинки раскупались простым народом, они украшали стены в избе). Раешники развернули эти картинки в «потешную панораму», прибавили к этому игру со зрителями.
Раешное представление включало в себя 3 вида воздействия на публику: изображение, слово и игру. Раешники по-своему просвещали посетителей ярмарки, расширяли их кругозор, занимая и потешая зрителей. Своими прибаутками они оживляли картинки (лубочные картинки утрачивали статичность), пояснения делали из злободневными.
Широкую популярность приобрел и балаган. Его строили прямо на площади из досок и полотна. Внутри размещалась сцена, занавес и скамейки для зрителей. Снаружи – украшали гирляндами, вывесками. Труппа балаганов состояла из бродячих артистов, дававших несколько представлений в день – интермедии, фокусы, клоунады. Выступали певцы, танцоры и просто «диковинные люди».
Народные драмы ставились на праздники в деревнях и городах – своеобразные спектакли на исторические, бытовые, религиозные темы и сюжеты. Разыгрывались обычно в избе, просторных сараях или под открытым небом. Их тексты – произведения устного народного творчества, созданы неизвестными авторами (они варьировались).
Фольклорный театр включал в себя многообразные, яркие представления, - он отражение жизни, взглядов народа, их ценностей и идеалов через смешные, порой не затейливые представления и увеселения.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира