Виды мифов. История их изучения
По внутренним свойствам ученые выделяют мифы:
1. Этиологические (причинные, объяснительные). Главным признаком их выступает причинность тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов, явлений. Миф объясняет происхождение животных, природного мира, вплоть до отдельных видов хозяйственной и иной деятельности людей;
культовые мифы являются частной разновидностью этиологических мифов, они объясняют происхождение обрядов и культовых действ;
Космогонические. В них повествуется о происхождении солнца, луны, земли, планет, космоса в целом и отдельных его частей. Такие мифы есть почти у каждого древнего народа. В них чувствуется тенденция к гармонизации, к порядку, когда хаос превращается в космос. Они передают древние представления о строении Вселенной, о рождении из хаотической, бесформенной стихии земли, неба, о возникновении огня, воздуха воды. Картина постепенного становления мира: небо отделяется от земли, земная твердь утверждается из океана, светила занимают свое место на небе, земля приобретает ясные очертания и на ней появляются растения, животные, люди. При этом способы создания Вселенной и каждой ее части причудливо фантастичны;
антропогонические – повествуется о происхождении человека, который созидается самым чудесным образом – из животных, земли, глины, дерева;
3. Астральные мифы. Повествуют о звездах и планетах, которые рисуются животными и людьми и легко могут перемещаться с неба на землю, принимая облик человека или животного, и, наоборот, с земли на небо, превращаясь из людей в животных и звезды. В некоторых мифологиях (Ближнего Востока, Китая, у части американских индейцев) созвездия отождествлялись с животными и возникали картины движения небесных светил. Кроме того, считалось, что светила влияют на судьбу всего мира и каждого человека. Солярные и лунарные мифы рассказывают о происхождении и жизни Солнца и Луны, которые предстают в мифах родственной парой – то мужа и жены, то брата и сестры, причем Солнце обычно изображается главным, царствующим, всевидящим божеством. В греческой мифологии Гелиос разъезжает на огненной колеснице (в других мифологиях Солнце ассоциируется с колесом), запряженной четверкой быстроногих огнедышащих коней. Обычно Солнце связывается с мужским началом, а Луна – с женским. Восход и заход Солнца отражается в мифах как суточный цикл и смена времен года, вызывая разнообразные мотивы, передающие оживление и увядание природы, рождение живоносного света и наступление тягостного мрака.
4. Тотемические мифы. Мифы, указывающие на представления, согласно которым между людьми тотемами (животными растениями) существует чудесное, сверхъестественное и фантастическое родство. В таких мифах животные, растения и люди наделяются общими свойствами, т.е. люди имеют черты животных и растений, а животные и растения – черты людей. Подобные мифы были распространены среди австралийских и африканских народов. Признаки тотемизма сохранились и в других мифологиях – египетской и греческой. Так, миф о нарциссе, прекрасном юноше, который влюбился в свое отражение и умер от этой любви и которого боги превратили в цветок, несет следы тотемизма. В тотемических мифах взаимные превращения людей и животных весьма часты.
5. Календарные мифы. Регулярная смена времен года породила мифологические представления о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной. В некоторых мифах герой, от которого зависит судьба растительности, урожая, уходит и снова возвращается, умирает и возрождается. Иногда он вступает в битву с демоном или другим мифическим существом, гибнет в этой схватке или исчезает, но его находят, воскрешают, и он одерживает победу над своим противником;
6. Героические. В таких мифах рассказывается о судьбе героя, о важнейших событиях в его жизни, начиная от чудесного рождения, включая всевозможные испытания, подвиги, кончая смертью. В центре героичического мифа – фантастическая судьба героя, т.е. существа, рожденного от бога и земной женщины или от бессмертной богини и смертного мужчины. Например, отцом Геракла был Зевс, а матерью Алкмена. Мифологический герой всегда уходит или изгоняется из своей семьи и странствует в других краях. Там он приобретает друзей или духов-помощников, переживает временную смерть, а затем воскресает. Его изгнание мотивируется либо гонением божества, либо собственными проступками, либо угрозой для власти отца.
7. Эсхатологические. Это мифы, повествующие о конце мира, о его гибели. Хаос поглощает, разрушает порядок, космос, суша исчезает вследствие всемирного потопа и т.д. Эсхаотические мифы повествуют о всемирных катастрофах, о гибели великанов, о смерти богов, живших до появления людей, о каких-либо катаклизмах, связанных с обновлением мира. В этих мифах обычно рассказывается о преступлениях людей, которые настолько велики, что для возмездия за грехи недостаточно наказания отдельного человека или одного племени, а требуется кара богов всему человеческому роду. Наказывая за преступления, боги насылают на мир огонь, потоп, мор, холод и голод.
История изучения мифов.
Мифология – это не только собирание мифов, но и наука изучающая их содержание, сюжеты, образы, распространение, трансформацию.
Миф в зачаточном состоянии переплетает элементы религии, философии, искусства и науки. К примеру, греческий миф послужил толчком к зарождению театра (с 4 в до н.э.). Космогонический миф повлиял на творчество Гомера и Гесиода, а так же на воззрения Пифагора, Гераклита, Демокрита.
Методология изучения мифов:
- Философская традиция (кон 18-нач 19 в.) – Шеллинг, братья Гримм, позже Ницше, Бергсон. В 20 в. Фрейд и Юнг;
- Этнографическая традиция – изучение архаического мифа и его функционирования в первобытной культуре. Тайлор, Азеги, Малиновский;
- Филологическое направление – Фрэйзер, Мюллер, Мэррей;
- Материалистический подход – миф - фантастическое отражение реальности. Вольтер, Маркс, Энгельс, Дидро;
- Структуралистический подход – Р. Барт - создатель структуры антропологии.
В России первые работы в этой области появляются в 18 в. (М.Д. Чулков «Краткий мифологический лексикон»; М.В. Попов «Краткое описание славянского беснословия»), послужившие импульсом к выходу в свет новых работ, связанных со славянскими мифологическими образами, персонажами:
- 1804 г. «Древние религии славян» Григорий Глинка – изложение мифологических знаний и представлений автора, система описания славянских богов;
- 1804 «Славянская и российская мифология» Кайсарова – первый словарь славянских мифов. Первые попытки создать систему классификации славянских богов.
Мифологическая школа – Афанасьев, Потебня, Буслаев, Миллер, Веселовский – сбор фольклора, народных сказок, легенд, обрядов, былин. Попятка учеными установить взаимоотношения и взаимосвязь между языком, эпосом и мифом (Буслаев выделил: Перун – Илья-пророк – Илья Муромец).
В 1870 г. принцип историзма. Мифологию рассматривают как результат развития первобытной культуры, с одной стороны и как часть совокупной исторической памяти с другой.
Все это дало толчок к изучению мифа, появилось много ученых, заинтересовавшихся этим вопросом (Гальковский, Лосев, Рыбаков и др.).
Ушли в прошлое древние суеверия и формы культа, но исследование мифа многое может рассказать о истории нашего народа, помочь понять значение и смысл обрядов и традиций. Через миф, нам раскрываются духовные ценности и идеалы, которые с древних времен существовали у народа (ценностное отношение к природе, семье, предкам и др.).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира