Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
Русские народные музыкальные инструменты явились важной составной частью и достоянием национальной культуры. История их развития и возникновения неразрывно связана с этапами формирования духовного общественного сознания.
Арсенал музыкальных инструментов весьма велик и многообразен. Почти каждый регион России представлен самобытным инструментом, который олицетворяет специфику и формы музыкального фольклора. Вместе с тем, в исполнительской практике утвердился большой унифицированный ряд народных инструментов, которые используют повсеместно, как в любительской, так и в профессиональной сфере (жалейка, домра, балалайка, гитара, бубен, баян и др.).
Существуют различные подходы к классификации народных инструментов. Получила распространение система, в котором определяющим является признак источника звука и способ извлечения:
Духовые
Флейтовые – свирель, кувинлы и др.;
Язычковые – жалейка, брелка, волынка и тп.;
Мундштучные – рог, рожок.
Струнные
Щипковые – гусли (древнейший инструмет, был 3-х видов: шлемовидные; крыловидные (створчатые); прямоугольные (столбообразные) – дошли до наших дней), домра (с 16-17 в.), балалайка (кон. 19-нач. 20 в., 3-х струнный с треугольным усеченным внизу корпусом), бандура, 7-струнная гитара и тп.;
Смычковые – гудок;
Фрикционные – лира колесная.
Клавишно-духовые язычковые
Гармонь (сер. 19 в., первые образцы – ручные и губные небольшого размера, сильным звуком, легкость владения);
Баян;
Аккардион.
Ударные
Мембранные – бубен (металлический котел с натянутой кожаной мембраной), барабан (пастуший, цельная деревянная доска, слегка скошенными или закругленными углами, подвешивался на шее, играли 2-ми калатушками), набат, кокры, тулумбус;
Самозвучные – ложки, трещетки (деревянный, имитирует хлопки в ладони), рубень (изогнутая доска дл. 0,5 м. с ручкой), косточки, коса, ухват (отбивает об пол плясовые ритмы), колокол (дневной воскресный, праздничный), барабанка, рогач, коса, било (с 17 в., 2 вида: великообъемное - толстая доска – дл. до 8 м., подвешенная к двум цепям, по ней били колотушкой – первая форма колокольного звона; малообъемное – 2 метровая доска, шир. 10 мм.).
Одними из первых инструментов в эпоху Киевской Руси были духовые и ударные (при ратной службе – сигнальная функция) – било, колокол, варгон, бубны, набат, а так же – трубы, рог, сурка, свирели.
В среде первых русских музыкантов-профессионалов – скоморохов бытовали: рожок, жалейка, сопель, свирель, волынка, бубен, колокольчик, трещетка, ложка (духовые и ударные); гусли, домра, гудок (струнные).
В 17-19 вв. получили распространение балалайка, лира, бандура, 7-струнная гитара.
В конце 19 в. появляется целый ряд гармоник, распространившиеся в среде рабочего люда, оказавшие влияние на развитие инструментального и вокального искусства.
В конце 19 в. В. Андреев (музыкальный просветитель, реформатор русских народных инструментов, дирижер, виртуоз-исполнитель) наряду с реконструкцией балалайки и домры, усовершенствовал духовые и ударные инструменты.
В нач. 20 в. О. Смоленский сконструировал жалейки разных размеров, создал квартет жалейщиков в Петербурге.
Среди струнных инструментов наибольшее распространение получили:
- гусли – древнейший инструмент, бытовавший в трех видах: шлемовидные, крыловидные (створчатые), прямоугольные (столбообразные) – последние 2 дошли до наших дней. На рубеже 19-20 вв. были усовершенствованы Н. Павловым и О. Смоленским. В настоящее время можно выделить: 1) Государственный академический ансамбль гусляров (худрук Ю. Евтушенко), 2) «Ансамбль гусляров» (рук. Л. Жук), 3) Академический национальный оркестр им. Н. Осипова (худрук К.Калинин);
- домра – одно из ведущих мест (струнно-щипковый), просуществовал в России с 16-17 в., после вышел из употребления. В 1895 г. представленный одним из участников кружка Андреева А. Мартыновым один из типов балалайки был ошибочно принят за образец древнерусской домры и подвергнут усовершенствованию, так появилось семейство оркестровых разновидностей, получивших название «домра». Корпус в виде полушария, коротенькая шейка с закрепленными ладами, расположенными в хроматической последовательности, игра на нем с помощью медиатора (народный артист РФ А. Цыганоков);
- балалайка – струнно-щипковый, первые образцы в кон.19-нач. 20 в. представляли 3-х струнный щипковый инструмент, с треугольным усеченным внизу корпусом и сравнительно недлинной шейкой, заканчивавшейся головкой в виде прямоугольника или завитка. В середине 80-х гг. 19 в. скрипичным мастером Ивановым по заказу Андреева была сделана балалайка улучшенного качества, была заменена подвижная ладовая перевязь твердыми порожками, врезанный грив, а через несколько лет - с хроматическим звукорядом. После появились: «пикколо», «дискант», «прима», «альт», «тенор», «бас» и «контрабас». Позже пикколо, дискант и тенор заменили на «секунду». (нар. артист РФ М. Рожков, Тихонов, Болырев).
Клавищно-духовые:
- гармоника – сер. 19 в., первые образцы - ручные и губные в России в 30-40-е гг. 19 в. (небольшой размер, сильный звук, легкое овладение). К концу 19 в. преобладала «городская песня» гомофонно-гармоническим складом (гармоника пришлась по вкусу). В первых образцах гармоник отсутствует хроматический строй. Родина хроматических гармоник – город Тула. В начале 20 в. в Петербурге два гармониста смастерили хроматическую гармонику и назвали ее в честь поэта и певца Баяна. (заслуженные артисты: Дербенко, Казаков, Вострелов).
Ударные:
- инструменты, имеющие прикладное назначение в качестве шумового орудия или сигнального приспособления;
- собственно музыкальные, ритуализирующие;
- предметы быта;
по принцип
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира