logo
Ответы на Госы

Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза

Произведения устного народного творчества – сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды – составляют сокровищницу нашей культуры.

Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры, в древние времена передавалось «из уст в уста», от поколения к поколению. Еще одна – вариативность (один и тот же сказитель, при повторении одного и того же текста добавлял что-то свое). Коллективность (каждый исполнитель наделялся правами творца).

Малые жанры устного народного творчества:

- пословица – коротенькая притча: «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Как всякая притча, пословица состоит из 2х частей: из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняется, а является следствием обстоятельств («Торопись на доброе дело, а худое само придет». «Ласковое слово – что весенний день». «От радости кудри вьются, в печали секутся». «День меркнет ночью, а человек – печалью». «Злой плачет от зависти, добрый от радости». «Неправдой нажитое впрок не пойдет». «Молвя правду, правду и чини». «Какова работа, такова и плата» из сборника Даля «Пословицы русского народа»);

- поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; одна первая половина пословицы. Пословица только заменяет прямую речь окольною, не договаривает, но условно весьма ясно намекает;

- приговорка или пустоговорка – изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной или личной привычке;

- скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором, чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия);

- загадка – развивает сообразительность, смекалку, образное мышление – через метафорическое описание предмета;

Постигая малые жанры устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика – это живое и яркое наставление.

Сказка – «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (Даль); в народе – байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баутчиками», « «бахарями». По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной целью, а с развлекательной; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность.

Народные сказки можно подразделить на:

- сказки о животных (самые древние);

- волшебные;

- бытовые;

- анекдотические.

В сказке действует элемент повтора; часто встречается один и тот же общеизвестный зачин и исход; действуют в разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются (обычно трижды), слова и поступки героев.

Сказочные образы (яркие и запоминающиеся) довольно однозначны: богатырь - непобедим; царевна – краше всех на свет; злодей - отвратительно уродлив. Мотивы поступков просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира. Сказка – это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки велики (учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен).

Собиратели народных сказок: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин. Самый значительный собиратель и издатель русских народных сказов – А.Н. Афанасьев («Народные русские сказки» в 8ми томах в 1855-1863 г.). Помимо лично собранных в Воронежской губ. (более десятка), включил извлеченные из архива Русского географического общества, а так же записи сказок В.И. Даля, систематизировав все это множество и издал (это самый большой сборник сказок – более 600).

Русский эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передавались из поколения в поколение.

Былины (самый древний вид устного эпоса) – песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов. Мир былин населен персонажами, непохожими на реальных людей, в нем происходят необычные события, которые в действительном мире происходить не могли, он полон вещей, обладающих чудодейственными свойствами.

В русской исторической и филологической науке былина вызвала живой интерес, стала предметом исследований после публикаций в 1818 г. эпического сборника 18 в. «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (из-ль К.Ф. Калайдович, написал к нему предисловие). В середине 19 в. П.Н. Рыбников открыл факт бытования и живого исполнительства былин на русском Севере (интерес возрос). А.Ф. Гильфердинг сделал важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исторический опыт народа (борьбы с иноземными поработителями; становления государства, семейных отношений; социальной борьбы народа со своими угнетателями; общественных идеалов). Вырабатывалось представление о нравственных ценностях, постепенно складывался исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, возникал идеальный тип русского былинного героя, воплотившего представления народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии.

В центре эпического мира – его герои-богатыри. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич).

Былины веками существовали исключительно в устной традиции, поэтому они вариативны и многослойны, в них сохранились приметы разных эпох, соединены языческие и христианские элементы.

Все русские былины можно подразделить на 2 цикла:

- киевский – героические песни о подвигах богатырей – воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов;

- новгородский – былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

В.Я. Пропп выделяет следующие песенные жанры:

- героические – основной костяк песенного народного эпоса. Для них характерен бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря. Врагом может быть чудовище (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище), сражаясь с ним, богатырь освобождает Киев, очищает Русскую землю от насильника (былины о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Врагом могут быть татаро-монгольский полчища, угрожающие существованию государства Русского (герой Илья Муромец). Значительная часть героических песен посвящена социальной борьбе, где герой борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя бунт неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; сюжет о борьбе Василия Буслаевича с новгородцами). Есть и песни о героическом сватовстве (былина о Дунае, сватающем невесту князю Владимиру);

- сказочные – характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. В былине о Садко мы встречаем волшебного дарителя, посылающего Садко со дна Ильмень-озера чудесный дар (волшебное средство) – рыбку с золотыми перьями. Дар позволяет Садко в споре выиграть богатый заклад у новгородских купцов. Здесь Садко попадает в иной мир (как и сказочный герой), подводное царство, где ему предлагают выбрать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины – Михайло Потыка – закапывают вместе с умершей женой. Будучи погребен, он припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся погубить его;

- новеллистические – в них нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Песня о Микуле и Вольге – крестьянин-треженник, могучий землепашец противопоставлен князю-феодалу. Тема былины о Соловье Будимировиче – сватовство, но не связанное с героикой борьбы с чужеземцами, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Былина носит светлый характер, тон ее веселый, заканчивается она счастливым соединением любящих.

Баллада – воспеваются трагические истории любовных и семейных отношений (песня о Даниое Ловчанине; заключительная часть былины о Дунае и Настасье, где герой ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния).

Былины-скоморошины – их мир близок насмешливому миру народной бытовой сказке, сатирической песне, фольклорной пародии.

Духовные стихи – эпические или лирические произведения религиозного характера или народные произведения на религиозные темы. Они используются во внелитургической ситуации, связанной с календарем; разрешается их петь во время постных дней, когда запрещается исполнение песен, и во время постов (кроме Великого). Репертуары стихов в разных регионах различны. На севере (Карелия) стихами (ударение на первый слог) называют, кроме самих стихов, ряд баллад (о братьях-разбойниках и сестре или Василии и Софье). На юге (Бесарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые (существуют в устной традиции местного населения и связаны с календарем) и монастырские (пелись иноками в старообрядческих монастырях и мели письменную традицию).

Функция духовного стиха – быть посредником между книжной христианкой и устной народной культурой. Духовный стих – своеобразный посредник между двумя мирами – христианским ученым и традиционной народной. Источник их содержания – сюжет Ветхого и Нового завета (в толковании христианских писателей). На духовный стих большое воздействие оказали иконы и фрески (стихи о Страшном суде).

Вероятно создателями и исполнителями духовных стихов в Древней Руси были калики (калики перехожие), паломники по святым местам и монастырям. Они были бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром. Репертуар складывался в течение веков (вероятно вскоре после крещения Руси). Новое развитие творчества в области духовных стихов получило со времени церковного раскола в 50-70 г. 17 в. В старообрядческой среде духовный стих пережил свое второе рождение.

Духовные стихи складывались, с одной стороны, как ответвление церковных песнопений, а с другой – постоянно испытывали воздействие различных «языческих» песенных жанров русского фольклора. В устном бытовании духовные стихи взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергались их влиянию и сами оказывали значительное воздействие на них.

Несказочная проза:

- предания;

- легенды;

- демонологические рассказы;

- былины;

- исторические песни;

- баллады;

- духовные стихи (4 последние – эпос)