Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
Крестьянскую одежду классифицируют по признакам:
Региональному (южнорусский, северорусский комплексы и др.)
Этнолокальному (местные разновидности региональных комплексов);
Половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);
Степени зажиточности владельца;
Сословной принадлежности (однодворцы, казачество и др.);
Социально-бытовым функциям (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, поживные);
Практическому назначению (нательная, горничная, верхняя одежда).
В южнорусский поневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева (распашная, понева-юбка, понева с прошвой), передник («запан»), а также наплечная одежда типа укороченной рубахи («навершник»), дополнения и украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь, В композиции поневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонтальности расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи – подчеркнутая массивности. Данный костюмный комплекс относится к наиболее архаичному виду женской одежды. Поневой называется поясная одежда в основе которой лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной домотканой шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивались кромками частично или полностью и образовывали прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку. Типы понев: распашная (спереди полы не соединялись и оставляли открытой часть рубахи); понева-юбка (шилась из 4-5 полотнищ); понева с прошвой (вставлялась одна гладкая темная ткань другой фактуры, нежели сама понева).
Передник надевали поверх рубахи с поневой, он служил дополнительным украшением. Интенсивность узора на нем нарастала от верхней части к подолу. По конструкции различали передники: туникообразные; высокий передник; короткий прямой передник. Поверх рубахи, поневы и передника надевали т.н. «шушпан», «насов», «сукман», «коротай». Наряду с туникообразными навершниками встречались и распашные. В некоторых регионах (Тамбовская, Рязанская губ.) бытовали короткие навершники на лямках – «бастроги». Для декора навершников характерно сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном.
Основной частью любого костюмного комплекса была рубаха. В зависимости от покроя выделялось несколько типов рубах: с прямыми поликами, пришитыми по основе или утку ткани (в сарафанном комплексе); косыми (трапецевидными) – поневный комплекс. Рубахи шили длинными – от ворота до пола. Будничная рубаха украшалась неширокой тканой полоской, праздничная – имела широкий красный «забранный» подол на всех четырех полотнищах. У холщовых рубах особенно украшались рукава, которые изготавливали красными, забранными.
Северорусский сарафанный комплекс составляет: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. В комплексе композиционный центр декорировался особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма – головной убор и плечевой пояс.
Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви – лаптей или сапог. С 17 в. до середины 19 в. рубахи шили из льняного или конопляного холста, украшая по подолу и вороту, оплечьям и рукавам полосами красноузорного тканья или вышивки. Косоворотка – рубаха с разрезом на левой стороне груди. Порты 0 неширокие штаны.
Детская одежда и покроем и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Летом девочки и мальчики носили длинные подпоясанные рубахи из льняного или конопляного полотна. Подростки: и длинные рубахи, и комплексы из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.
Важной частью данного комплекса была душегрея (наплечная одежда) – из когроткого сарафана с рукавами («холодник») или без рукавов «обжим»). Бытовала и совсем коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры», «епанечка») с трубчатыми складками на спине. Зачастую для их отделки использовали золотную бахрому, блестки, бисер.
Среди головных уборов было четкое разделение на девичьи (перевязки, накосники, венец) и женские:
Повойник – похож на чепчик, имеет множество видов. Он плотно закрывал волосы, надевали под парадный головной убор и самостоятельно – дома;
Кика – нарядный убор, состоял из 3 частей: сама кика (чело) – из бересты, кожи и покрытая дорогой тканью, оно возвышалось над лицом, сзади стягивалось завязками; сверху кики – сорока – чехол из дорогой ткани; сзади – позатыльник;
Убрус – платок, сложенный в виде треугольника (надевали поверх кики, повойника или зимней шапки), складывался под подбородком так, что два его украшенных конца спадали на грудь;
Кокошник – сделан из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый жемчугом.
Символика головного убора отражает представление крестьян о мироздании, связывалась с его верхним ярусом. Наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.
Популярной обувью были лапти. Которые различали по способу плетения (прямое, косое и смешанное) и назывались «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». В зависимости от количества полос лыка (при плетении), их называли пятериками, шестириками, семириками.
Дорогой праздничной обувью крестьян были коты (массивные кожаные туфли), украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками, Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах.
УКРАШЕНИЯ. Непременная часть праздничных нарядов женщин и девушек: ушные, височные, шейные, украшения рук и поясов. Все украшения народного костюма обладали обереговым и декоративным назначением.
Ушные: серьги (медные, серебряные, золотые подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. На севере – жемчужные, на юге – с серьгами надевали гусиные «пушки» (белые шарики из гусиного пуха). Пушки могли служить украшениями головных уборов или подвешиваться у висков, а иногда на ремешках через уши.
Височные: селезневые перышки «кудерьки» (на юге), «кружки» и «наушники» (подвески из пучков конского волоса – женский)
Шейные: разноцветные дутые стеклянные бусы, бусы-«янтари» (из янтаря темного оттенка в неправильной овальной окатке), бисерные и металлические цепи, «гайтаны», «монистры», цветные ленты, жемчужные ожерелья.
Поясные: однолопастные (Воронежская губ.) и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой.
Традиционная крестьянская одежда – это не только одежда для бытовой нужды, но это определенная форма народного искусства. Она отражает бытовой уклад, традиции и обычаи народа, воплощавшиеся в символике, украшениях, орнаменте.
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира