logo
Ответы на Госы

Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства

Крестьянскую одежду классифицируют по признакам:

В южнорусский поневный комплекс входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева (распашная, понева-юбка, понева с прошвой), передник («запан»), а также наплечная одежда типа укороченной рубахи («навершник»), дополнения и украшения, кичкообразный головной убор («сорока»), обувь, В композиции поневного комплекса преобладает принцип симметрии, наличие двух согласованных центров средоточия декора: наверху (головной убор и плечевой пояс) и внизу (подол поневы, рубахи и низ передника). Овальный силуэт южнорусского поневного комплекса, горизонтальности расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи – подчеркнутая массивности. Данный костюмный комплекс относится к наиболее архаичному виду женской одежды. Поневой называется поясная одежда в основе которой лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной домотканой шерстяной клетчатой ткани. Полотнища сшивались кромками частично или полностью и образовывали прямоугольник, верхняя часть которого собиралась под обшивку. Типы понев: распашная (спереди полы не соединялись и оставляли открытой часть рубахи); понева-юбка (шилась из 4-5 полотнищ); понева с прошвой (вставлялась одна гладкая темная ткань другой фактуры, нежели сама понева).

Передник надевали поверх рубахи с поневой, он служил дополнительным украшением. Интенсивность узора на нем нарастала от верхней части к подолу. По конструкции различали передники: туникообразные; высокий передник; короткий прямой передник. Поверх рубахи, поневы и передника надевали т.н. «шушпан», «насов», «сукман», «коротай». Наряду с туникообразными навершниками встречались и распашные. В некоторых регионах (Тамбовская, Рязанская губ.) бытовали короткие навершники на лямках – «бастроги». Для декора навершников характерно сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном.

Основной частью любого костюмного комплекса была рубаха. В зависимости от покроя выделялось несколько типов рубах: с прямыми поликами, пришитыми по основе или утку ткани (в сарафанном комплексе); косыми (трапецевидными) – поневный комплекс. Рубахи шили длинными – от ворота до пола. Будничная рубаха украшалась неширокой тканой полоской, праздничная – имела широкий красный «забранный» подол на всех четырех полотнищах. У холщовых рубах особенно украшались рукава, которые изготавливали красными, забранными.

Северорусский сарафанный комплекс составляет: рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения и дополнения, обувь. В комплексе композиционный центр декорировался особенно пышно, приходился на верхнюю часть костюма – головной убор и плечевой пояс.

Мужской костюм русских крестьян отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви – лаптей или сапог. С 17 в. до середины 19 в. рубахи шили из льняного или конопляного холста, украшая по подолу и вороту, оплечьям и рукавам полосами красноузорного тканья или вышивки. Косоворотка – рубаха с разрезом на левой стороне груди. Порты 0 неширокие штаны.

Детская одежда и покроем и орнаментом почти полностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более дешевых материалов и состояла из меньшего количества деталей. Летом девочки и мальчики носили длинные подпоясанные рубахи из льняного или конопляного полотна. Подростки: и длинные рубахи, и комплексы из рубахи с сарафаном (или с юбкой) и рубахи со штанами.

Важной частью данного комплекса была душегрея (наплечная одежда) – из когроткого сарафана с рукавами («холодник») или без рукавов «обжим»). Бытовала и совсем коротенькая безрукавка на лямках («перышки», «боры», «епанечка») с трубчатыми складками на спине. Зачастую для их отделки использовали золотную бахрому, блестки, бисер.

Среди головных уборов было четкое разделение на девичьи (перевязки, накосники, венец) и женские:

Символика головного убора отражает представление крестьян о мироздании, связывалась с его верхним ярусом. Наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни.

Популярной обувью были лапти. Которые различали по способу плетения (прямое, косое и смешанное) и назывались «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». В зависимости от количества полос лыка (при плетении), их называли пятериками, шестириками, семириками.

Дорогой праздничной обувью крестьян были коты (массивные кожаные туфли), украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками, Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах.

УКРАШЕНИЯ. Непременная часть праздничных нарядов женщин и девушек: ушные, височные, шейные, украшения рук и поясов. Все украшения народного костюма обладали обереговым и декоративным назначением.

Ушные: серьги (медные, серебряные, золотые подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. На севере – жемчужные, на юге – с серьгами надевали гусиные «пушки» (белые шарики из гусиного пуха). Пушки могли служить украшениями головных уборов или подвешиваться у висков, а иногда на ремешках через уши.

Височные: селезневые перышки «кудерьки» (на юге), «кружки» и «наушники» (подвески из пучков конского волоса – женский)

Шейные: разноцветные дутые стеклянные бусы, бусы-«янтари» (из янтаря темного оттенка в неправильной овальной окатке), бисерные и металлические цепи, «гайтаны», «монистры», цветные ленты, жемчужные ожерелья.

Поясные: однолопастные (Воронежская губ.) и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой.

Традиционная крестьянская одежда – это не только одежда для бытовой нужды, но это определенная форма народного искусства. Она отражает бытовой уклад, традиции и обычаи народа, воплощавшиеся в символике, украшениях, орнаменте.