logo
Ответы на Госы

В.А. Сухомлинский

Один из образованнейших педагогов своего времени. В его трудах переосмыслено наследие Аристотеля и Квинтилиана, Коменского и Григория Сковороды, Ушинского и Дистервега, Песталоцци и Януша Корчака. Своим учителем называл Макаренко, являлся горячим приверженцем идеи Ушинского о принципе народности как о наиболее полном отражении сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности . Говорит о бережном отношении к духовным сокровищам народа, решающим из которых считает традиции воспитания подрастающих поколений.

Во всех последних книгах высказывает мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывавет детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников, Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Элементы народного творчества использует в оформлении школы, классов. Культивирует трудовые традиции, в целях воспитательного воздействия пропагандирует народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона.

Наиболее значимым средством воспитания считает родное слово («Язык – духовное богатство народа»), речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры («Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания – является красота и величие, сила и выразительность родного слова». По его мнению, самая высокая и святая миссия народного педагога – научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых влило каплю в тот океан, который собой представляет народная духовная культура.

По образцам народных пословиц он составлял свои афоризмы. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

Принцип воспитания народности. В воспитании детей выделял 2 взаимосвязанных направления. Цель первого – пробуждение братских чувств к народам нашей родины (путешествия детей Палышской школы общеознакомительного характера; путешествия тематические, посвященные отдельным страницам культуры, литературы народов страны; по материалам путешествий – проводились классные часы, с инсценировками, с национальными песнями и танцами). Формировалось эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности.

Второе направление процесса – организация деятельности (обмен с семенами с детьми из других регионов).