logo
Ответы на Госы

Воспитательные традиции народов мира

Педагогическая культура возникла, развивалась и расцветала в народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивалось всегда на базе, которая завоевана народом и человеком в целом до него. Только совокупность духовного богатства народа и человечества может послужить фундаментом воспитания, образования, созидания творчества конкретных деятелей.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни – замечательные памятники народной педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Основа и корни великого искусства всегда народны (творчество Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др.). Массовая культура – явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народа.

Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Педагогические требования: принцип природосообразности; принцип естественных последствий, получили отражение (в примитивной форме) в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Глубокий след в истории педагогики бесспорно оставили и спартанское, и афинское воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифферные училища.

В Древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево.

Спартанская система воспитания преследовала по преимуществу, цель подготовить воина – члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался у няньки, с 7 лет полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев в три этапа:

На первом этапе (7-15) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным было физическое закаливание (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, их приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет – посвящали в эйерены (через жестокие физические испытания) – члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. Следующий год их проверяли на стойкость в военных отрядах спартанцев.

На втором этапе (15-20) к минимальному обучению грамотее добавлялось обучение пению и музыке. Способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду (неудачливых наказывали физически). К 20 годам эйерены посвящались в воины и получали полное вооружение.

На третьем этапе (20-30 лет) постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины свободно владели копьем, мечом, дротиком и др.

Воспитательная традиция Спарты периода 6-4 вв. до н.э. свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Афинская система воспитания являлась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно:

До 7 лет мальчиков воспитывали дома.; С 7 до 16 они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии – общественном учреждении совершенствования военного мастерства