Воспитательные традиции народов мира
Педагогическая культура возникла, развивалась и расцветала в народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивалось всегда на базе, которая завоевана народом и человеком в целом до него. Только совокупность духовного богатства народа и человечества может послужить фундаментом воспитания, образования, созидания творчества конкретных деятелей.
До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни – замечательные памятники народной педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Основа и корни великого искусства всегда народны (творчество Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др.). Массовая культура – явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народа.
Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Педагогические требования: принцип природосообразности; принцип естественных последствий, получили отражение (в примитивной форме) в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.
Глубокий след в истории педагогики бесспорно оставили и спартанское, и афинское воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифферные училища.
В Древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево.
Спартанская система воспитания преследовала по преимуществу, цель подготовить воина – члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался у няньки, с 7 лет полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев в три этапа:
На первом этапе (7-15) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным было физическое закаливание (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, их приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет – посвящали в эйерены (через жестокие физические испытания) – члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. Следующий год их проверяли на стойкость в военных отрядах спартанцев.
На втором этапе (15-20) к минимальному обучению грамотее добавлялось обучение пению и музыке. Способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду (неудачливых наказывали физически). К 20 годам эйерены посвящались в воины и получали полное вооружение.
На третьем этапе (20-30 лет) постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины свободно владели копьем, мечом, дротиком и др.
Воспитательная традиция Спарты периода 6-4 вв. до н.э. свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.
Афинская система воспитания являлась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно:
До 7 лет мальчиков воспитывали дома.; С 7 до 16 они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.
На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии – общественном учреждении совершенствования военного мастерства
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира