Функции художественной самодеятельности
Художественная самодеятельность, как непрофессиональная деятельность, функционирует в сфере свободного времени, в сфере досуга, и относится к нему как часть к целому. В то же время это деятельность художественная и также относится к художественной культуре. К тому же это не спонтанная деятельность, но деятельность организованная.
Основная функция досуга – отдых (пассивный или за счет смены деятельности), удовлетворение потребностей в радости, в развлечении (гедонистическая функция) и развитие личности через приобщение к миру разнообразных занятий, знаний и впечатлений.
При организации коллектива художественной самодеятельности должно учитываться, что деятельность для данного состава участников должна быть отдыхом, источником радости и наслаждения (характер деятельности не должен быть слишком серьезным, «академическим», он может не обеспечить отдых для личности, не поднявшейся до наслаждения от серьезных систематических занятий, а так же для участника, чья профессиональная деятельность связана с напряженной умственной деятельностью).
Функция удовлетворения потребностей самих участников самодеятельности является ведущей в непрофессиональных художественных коллективах. Она может гармонично сочетаться с внешней деятельностью (удовлетворение потребностей участников совпадает с удовлетворением потребностей зрителей, публики, оказывается деятельностью, полезной не только для себя, но и для других).
Художественная деятельность – особый вид активности, связанный с реализацией эстетических потребностей и художественных способностей людей.
Эстетическая потребность – социальная форма ориентировочного рефлекса, который побуждает каждого определить сущность полезного и вредного, прекрасного и безобразного. Эстетическая категория прекрасного – динамическое (изменяющееся и в ходе человеческой истории и в процессе развития личности), обобщенное представление об идеале. Представление об идеале зависит от многих факторов общественного индивидуального бытия (различно у разных индивидов, групп), но потребность в поисках идеала, ценностей как ориентира – общечеловеческая и присуща всем. Механизмами для удовлетворения этой потребности служат художественные способности – специфические способности человеческой психики отражать мир в форме образов, знаков, сигналов, имеющих эмоциональное содержание. Эти способности развиваются у каждого индивида с раннего возраста на протяжении всей жизни (вначале – способность отличить угрожающий жест от дружеского, радостную интонацию от тревожной; затем – способность к сочувствию, сопереживанию; и наконец – переживание, ощущение радости от встречи с каким-то явлением, сочувствие субъекту не вследствие прямого соприкосновения с ним, а в следствие мысленного представления, вызванного его образом).
Художественный образ – не зеркальное отражение действительности, комбинация ее элементов, превращающихся в обобщенный сигнал для определенной эмоциональной реакции, в художественную информацию. Способность художественного восприятия и есть способность к восприятию художественной информации, способность к адекватной эмоциональной реакции на художественную информацию.
Художественная деятельность – сложный синтез познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной и преобразовательной деятельности.
Сущностью искусства и главной функцией художественной деятельности является созидание человека, гуманизация человечества.
Творчество (понятие не совпадает с понятием художественная деятельность) – всякая деятельность, обладающая признаками новизны, оригинальности, прогрессивности в отношении предшествующего человеческого опыта.
Репродуктивная деятельность – стандартная деятельность, не представляющая новизны, ни в способе (технологии), ни в конечном продукте, осуществляющаяся на основе образцов или приемов, уже найденных, утвердившихся в предшествующей практике.
Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Материал для творчества: предшествующий опыт других людей, уже усвоенный творящей личностью; богатство самой творящей личности. Репродуктивная деятельность позволяет овладеть предшествующим опытом, закрепляет его, тиражирует ценности. Любая деятельность (учебная, производственная) может протекать и на уровне репродуктивной и на уровне творческой. Художественная деятельность также может носить репродуктивный характер (овладение художественной грамотой, художественной технологией, приобретение навыков).
Художественно-творческая деятельность имеет два основных вида своего проявления, когда: в процессе художественной деятельности изменяется, преобразуется личность субъекта (в процессе работы над спектаклем изменяется внутренний мир его участников); в результате художественного труда создаются непосредственно произведения искусства (живописные полотна, спектакли, концертные программы, фильмы и т.д.).
Художественное восприятие индивидуально (мир образов, чувств, впечатлений от одного и того же произведения различен).
Ценность результатов художественного труда участников самодеятельности различна. Ребенок или взрослый, вступив в мир художественных занятий, получает возможность сделать массу открытий для себя, хотя познанное или созданное им может и не быть открытием для других. Однако и в этом случае художественная самодеятельность совершенствует, развивает, творит личность, делает вклад художественную культуру общества, умножая число людей, способных к более полноценному восприятию художественных произведений. Непрофессиональный художник – участник самодеятельности – может создавать художественные продукты, значимые и для других, на уровне эстетических потребностей ближайшего окружения или значимые как полноценное творчество для всего общества (но обеспечение сферы художественного потребления полноценными продуктами – функция профессионального искусства). Историческая значимость художественной самодеятельности в том, что она возвращает художественно-творческой деятельности массовый характер, утрачиваемый с момента разделения труда. Художественная самодеятельность свободна от противоречий и регламента, свойственных профессиональному искусству как сфере производства. Ее функция – развитие личности участника и как созидателя художественных ценностей, и как потребителя, развитие в меру способностей и в соответствии с интересами каждого, кто приходит в художественную самодеятельность.
Художественная самодеятельность – не спонтанный художественный процесс, а организованная система. Ее эффективность как средства формирования личности зависит от того, как эта деятельность организована. В этом случае главная функция в том, чтобы использовать художественные занятия не для узкохудожественного развития, а для всестороннего развития человека (трудолюбивая, нравственная личность, согласующая свое поведение с идеалами красоты и человечности).
Педагогические возможности художественной самодеятельности связаны с добровольным включением человека в деятельность на основе его личных интересов, склонностей, вкусов, восприятием самой работы как отдыха, удовольствия (участник с готовностью воспринимает требования руководителя группы). Руководитель группы, в свою очередь, начинает педагогическое воздействие с удовлетворения именно наличных потребностей участников (подводя их к пониманию подлинных ценностей, интересу к ним, потребности в них).
Необходимо так дозировать и организовывать деятельность, чтобы она не теряла своей добровольности и не переставала играть роль отдыха. Педагогические цели не должны быть слишком обнаженными (участник приходит в коллектив не ради воспитания, а ради удовлетворения своих потребностей).
Художественная самодеятельность берет участников на неопределенный срок (молодежь в среднем участвует в ней 2-3 года, взрослые редко – проблемы, работа, хозяйство, дети и пр.). В коллективах художественной самодеятельности воспитываются люди, способные использовать приобретенный опыт во всей последующей жизнедеятельности (навыки и способности к творчеству – и в производственном труде, и в повседневном быту; воспитывается понимание красоты для полноценного восприятия всех видов искусства, для воспитания собственных детей, для эстетизации своих отношений с людьми и своего повседневного быта).
Генеральная функция художественной самодеятельности – обеспечение всесторонней самореализации личности и в самом коллективе, и вне его – во всей жизни (и одновременно с участием в коллективе, и после выхода из него).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира