logo
Ответы на Госы

Роль реформы Петра I в развитии народной культуры

Цель деятельности Петра – создание новой могучей Российской империи, которая должна была стать одним из самых сильных, богатых и просвещенных государств в Европе.

В конце 17 в. он начинает проведение крупных реформ во всех областях русской жизни, используя опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры.

Бытовые изменения:

- запрещается носить бороды и старое русское платье;

- вводились новые обычаи – ассамблеи, питье кофе, ношение париков. Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, по заранее составленному календарю, на ассамблеи обязательно являлись «чиновные особы», дворяне, богатые купцы. Появились специальные помещения для курения, танцев, игр в шахматы и шашки.

Ускорился темп жизни

- ввод нового летоисчисления (Указ от 19-20 декабря 1699 г.) вместо 1 сентября – 1 января. Переход к исчислению лет с Рождества Христова (а не от Сотворения мира, как прежде);

- реформой 1706 г. («реформа часа») устанавливается: час – 60 мин, 12 делений циферблата; главный отсчет суток – полдень (12 ч. дня) и полночь (12 ч. ночи). Вместо принятых ранее на Руси (полное время измерялось от восхода до заката, которое в течение года, в зависимости от природных циклов изменялось: зимой день длился от 7 до 17 ч., циферблат состоял из 17 делений).

Данная реформа была воспринята неоднозначно. Старообрядцы стали называть Петра человеком «у Бога 7 лет укравшем». Реформа отразилась и на земледельческом календаре, который соответствовал естественному природному циклу.

Новые формы общения, реформы культуры:

- развлечения, светские праздники, фейерверки, маскарады;

- появление первого публичного театра в 1702 г.;

- музицирование – игра на клавикорде, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на ассамблеях, торжественных празднествах, во время прогулок, в домах вельмож. Создание камерных ансамблей;

- появление крепостных театров;

- газеты, типографии;

Реформы в духовенстве:

- формирование единой нации;

- подчинение церкви, превращение ее в структуру общего государственного аппарата.

Культурные преобразования первой четверти 18 в. определили основное направление историко-культурного развития. Однако культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций: появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения. Развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры, новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости. Во многом черты переходного периода имели литература и искусство. Новая культура распространялась главным образом в кругах дворянства и купечества. Представители податных сословий, видевших в ней «чужую», «господскую культуру», по-прежнему придерживались патриархальной системы ценностей.