Истоки культового зодчества, Строительство храмов
Истоки культового зодчества в языческих верованиях и традициях славян – первые следы архитектуры, это языческие святилища.
Следы почитания славянами своих древних божеств обнаружены на всей территории славянского мира (от Одера до Оки) – курганные некрополи, обширные «поля погребений», разнообразные святилища, древние городища.
Исследования древнеславянских святилищ опираются на особенности славянского язычества. Основные признаки культовых памятников славян: особая круглая форма капищ, распространение их в труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного соря; долговременное использование ритуальных костров.
Типы языческих святилищ (из известных на сегодня):
круглые площадки – капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям;
малые городища – святилища, круглые площадки, огороженные рвом и невысоким валом;
храмы – деревянные постройки, внутри которых находились идолы;
городища – убежища, на которых располагались святилища;
большие культовые центры, в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов.
Истоками деревянного культового зодчества в России являлись:
- византийские традиции храмового строительства;
- архитектурно-строительные приемы, сложившиеся при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором;
- отголоски языческих культовых сооружений;
- традиционные представления и ценностные ориентиры народа, уходящие корнями в дохристианские времена.
Классификация культовых построек:
по назначению – часовни; церкви; отдельно стоящие колокольни;
по общему объемному решению – клетские, ярусные;
по покрытиям – шатровые, многоглавые, кубоватые;
по форме алтарной части.
Часовни – в отличие от церкви не имели алтаря (не совершалась литургия); распространены были на Севере.
Виды:
- часовня-амбар – маленький срубик на столбе, предназначавшийся для хранения культовых предметов;
- часовня-навес – сооружалась над предметами религиозного поклонения;
- часовня-храм - сруб с двухскатной крышей, главкой, иногда с небольшой звонницей на крыше или с приставленной колоколенкой;
- часовня-гробница – заупокойный храм.
Церкви:
- клетские церкви распространенные повсеместно. Представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и главкой на ней; иногда пристраивалась колокольня (в Карелии крыши их были невысокими, в Костромской, Вологодской, Владимрской – высокие, заостренные, клиновидные крыши, в сочетании с широкими галереями-гульбищами, окружавших церковь);
- ярусные церкви (распространены в средней полосе России) – пирамидка из нескольких срубов, поставленных друг на друга (чаще – на четверик ставились 2 яруса восьмериков);
- шатровые церкви – их покрытием служил шатер (распространены особенно на Севере; в Заонежье «восьмерик на четверике с повалами» - бревенчатыми корнизами вверху срубов; в Архангельской, Новгородской, Вологодской – «восьмерик до основания» - до земли и шатер над крестообразной в плане постройкой; в Мезенском и Пенежском крае – «шатер на крещатых бочках» - двухскатные крыши «бочкой» образовывали крест; на Северо-Западе Архангельской обл. и Восточной Карелии – многошатровые храмы с несколькими шатровыми главами – 3-5 шатров);
- многоглавые церкви – 5, 9 и более главок на одном объеме (венчали крышу одного сруба); а также на основе ярусной конструкции;
- кубоватые церкви – основное здание имело покрытие «кубом», форма куба была более всего приближена к куполу (17-18 вв.);
- колокольни имели конструкцию «восьмерик на четверике», «восьмерик до основания» (16 в.).
К церквям иногда пристраивались трапезные – помещения для праздничной трапезы после службы, бывали и отдельно стоящие.
Художественно-образная система храма.
Народные мастера мыслили едиными ансамблевыми категориями. Ансамбль храма и дома роднит глубинная мечта о светлом идеальном мире. Стремление возвысить Божий дом над земным, приукрасить его вело к освоению новых архитектурных приемов, форм, как заложенных в народном жилище, так и почерпнутых из каменного зодчества.
Образ храма полисемантичен – это и образ мира с его троичной структурой, и небо на земле, и тело Христово, и дом Божий. Устройство храма восходит в ветхозаветной традиции (через византийское зодчество): алтарь, средняя часть и притвор (храм ориентирован на восток!). Крестово-купольная система храма отражала в плане крест. Часто храм был похож в плане на корабль (символизировало Ноев ковчег). Центральная система в виде круга (в деревянном храме – «восьмерика») символизировала вечность церкви Христовой. Центричная и крестово-купольная система получили развитие в Древней Руси. В деревянной церкви все объемы по горизонтали усиливаются к центру, а по вертикали – убывающими массами стремятся вверх и сливаются в кресте. Внутренний объем многих деревянных церквей был намного меньше внешнего (особенно шатровых и ярусных). Внутри деревянного храма свод деревянного купола – «небо» - оставался центром композиции.
Популярный в деревянном зодчестве восьмерик сам по себе символизировал церковь (восьмиугольник – звезда, подобно путеводной).
Две главы церкви символизировали две природы Христа, 3 – Святую Троицу, 5 – Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, 7 – 7 Вселенских Соборов, 9 – 9 чинов ангельских, 13 – Иисуса Христа и 12 Апостолов.
Художественно-образное решение храма составляли иконы, иногда росписи свода, церковная утварь. Резьба украшала, в основном, иконостас. В резных столбах трапезной присутствовала солярная символика. Внешний декор – очень сдержан. Главную образную нагрузку несли конструкция и объем.
Храм Софии в Киеве (11 в.). Был заложен по велению Ярослава Мудрого на месте сражения русского войска с печенегами, по случаю победы над врагами в 1036 г. Большой пятинефный храм с трех сторон окружили двумя галереями, с двумя башнями по углам западной стороны (с винтовыми лестницами на второй ярус внутри них). Храм украсили 12 разновеликих купола, образовавшие пирамидальную композицию, вокруг центрального – 13-го. Высота храма около 30 м. Внутреннее убранство: высокие своды, просторные хоры и галереи, мозаики и фрески (сплошь покрывавшие храм изнутри). В Софии хранились государственные документы, имелась древнейшая на Руси библиотека, мастерская рукописных книг. При храме была создана одна из первых на Руси школ.
Храм Софии в Новгороде (11 в.). Был заложен в середине 11 в. сыном Ярослава, новгородским князем Владимиром, на территории древнего детинца (крепости). Новгородская София была 5-главная. Главы покрыты шлемовидными куполами на мощных барабанах, шестая глава, была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с четырех сторон. Снаружи собор лишен каких-либо украшений, строг, монументален. Каменщики, строившие храм, не пытались придать стенам идеальную ровную поверхность. Валуны то выпирали наружу, то западали вглубь. Стена имела впадины и выступы. Позже новгородцы стали белить свои постройки, но своеобразная структура стены сохранилась.
Успенский собор во Владимире (12 в.). Был заложен в 1158 г. в городе Владимире князем Андреем Боголюбским (на что выделил 10-ю часть своих доходов) на вершине крутого 50-метрового холма над рекой Клязьмой. Первоначально соорудили небольшой одноглавый храм (простоял 13 лет), который пострадал в пожаре 1185 г., и уже по велению нового князя – Всеволода Большое Гнездо перестроили. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых пробили арочные проемы, по углам поставили еще 4 купола. Собор имел высоту 32 м. и являлся самой высокой постройкой 12 в.
Нарядный декор храма стал характерным для всего владимиро-суздальского зодчества второй пол. 12-первой трети 13 в. Дверные проемы украсили перспективные порталы. По вертикали стену расчленили тонкие полуколонки, по горизонтали – непрерывная цепь декоративных арочек, опирающихся на колонки. На фасадах храма кое-где появились резные каменные изображения – женские головки, морды львов.
Богато убран и изнутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями (наводкой золотом); полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы (и «Владимирская Богоматерь»).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира