logo
Ответы на Госы

Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи

Неизбежное завершение человеческой жизни – смерть издревле сопровождалось определенными ритуалами.

Вера в загробный мир свойственна всем народам, хотя представление о жизни после смерти существенно разнится. Согласно древнеславянским представлениям, душа покидает тело со смертью человека, она возносится вместе с дымом погребального костра и уходит в страну мертвых (расположение этой страны у разных народов различное: на небе, на земле, под землей; в лесу, реке, горе и т.д.).

В 10 в. на Руси с хозяином сжигали и его живую жену, слуг, скотину, еду и питье.

С принятием на Руси Христианства, стали придавать останки земле (древнеиудейский обычай), впервые захоронили княгиню Ольгу и ее князя Игоря. Согласно Христианскому верованию, тело – это бренный сосуд для бессмертной души. Душа проповедника попадает в рай, грешника – в ад. Новые обычаи захоронения привились с трудом. С установлением христианских обрядов многие черты народной обрядности сохранились.

Традиции и обычаи подготовки к смерти. Умереть «своей смертью» в окружении родных – благодать. Быстрая смерть – рай, и наоборот. На Руси считалось важным заранее готовиться к смерти, и при жизни приготовить себе смертную одежду. Человек, предчувствующий близость смерти, старался совершать добрые дела.

После смерти. Зажигают свечи, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. Тело умершего обмывают у порога избы, покойного клали на стол ногами к печи и омывали 2-3 раза теплой водой с мылом из глиняного горшка. После, умершего одевали в чистую одежду согласно его звания или положения. Чаще всего одевали в белое. Женщин молодых – белое платье, пожилых – в темные. Девушек брачного возраста – в свадебное платье.

Пока изготавливали гроб, покойник лежал на лавке, на соломе, в переднем углу избы, лицом к иконам. В избе соблюдали тишину. Над телом читали молитвы, приходили прощаться.

Гроб – последний дом умершего. Изнутри устелем чем-либо мягким, под головой подушка, сверху покрывало. Окропляли гроб святой водой. Омытое и одетое тело с молитвами переносили в гроб с закрытыми устами, скрещенными руками на груди, правая рука поверх левой, в левой – платок. Возле гроба ставили 4 свечи в виде креста (над головой, под ногами, сбоку).

В гроб клали пару бель, деньги. На лбу венчик – полученный при отпевании.

Сроки похорон определялись по прошествии 3-х суток, хоронили после обеда, но до заката солнца.

Порядок следования похорон: первым шел несший икону, затем – люди несущие крышку гроба (узкой частью вперед), затем – духовенство; за ними несли гроб (на полотенце, жердях, носилках, санях – перевернутых кверху полозьями); далее близкие родственники; соседи, знакомые, любопытные.

Первому встречному подавали краюшку хлеба на полотенце, он обязан был взять.

Перед опусканием гроба в могилу происходит целование умершего. В могилу опускали церковные свечи, клали горсть земли. Затем ели кутью, бедным и нищим раздавали угощения и деньги.

До первой половины 18 в. принято было хоронить в церквах и вблизи них, после – на кладбищах (в церквах – только знатных). Возводили надгробные памятники.

Хоронили лицом к востоку, в ногах устанавливали крест. Самоубийц хоронили в лесу. Воров, разбойников не отпевали.

Поминали на 3, 9, 40 день, а так же в Мясопустную родительскую субботу (2 недели до Великого Поста), в Троицкую вселенскую родительскую субботу (49 день после Пасхи), 2, 3, 4 субботу Великого Поста; на Радуницу – вторник (9 день после Пасхи), Дмитриевскую субботу (8 ноября).

Похоронные песни-плачи по происхождению относятся к глубокой древности. В причитаниях отразились мифологические представления о смерти как о существе, от которого зависит прекращение жизни человека и религиозные взгляды на вере в загробную жизнь. Отношение к умершему было двойственным, с одной стороны его старались обеспечить всем, что нужно, с другой – его боялись и старались от него уберечься. Накануне 40го дня топили баню и брали туда все что нужно (белье, мыло, веник) и для покойного.

Причитания были неотъемлемой частью похоронного обряда. В некоторых деревнях существовали даже специальные плакальщицы. Особое развитие причитание получило в 18-19 вв., когда усилился экономический и социальный гнет крестьян. В плачах значительно расширилось изображение нищеты и горя деревни. Причитания создавались женщинами, которые более эмоциональны.

Русские причитания, по идейно-художественному содержанию можно разделить на:

- северные представляют развернутую картину жизни и быта крестьянских семей;

- южные – меньшие объемом, состоят из отдельно взятых фраз, чередующихся с возгласами.

Композиция причитания:

  1. Зачин – обращение к умершему;

  2. Повествование – не прерывающееся лирическими отступлениями, содержит оценку.

Поэтический язык насыщен эмоциональностью с вопросительными и восклицательными интонациями. Встречается частое описание природных явлений, уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большое количество эпитетов («ясный сокол», «добрый молодец»).

Наивысшего расцвета жанр причитаний достигает в творчестве народной поэтессы И.А. Федосовой (1831-1899), ее причитания связанны с 60-70 гг. 19 в., когда крестьянство испытывало гнет.

Семейно-бытовые праздники и обряды сопровождают человека от момента рождения до смерти. Почти все праздники направлены на то, чтобы оберегать человека от злых духов, злого языка, сохранить здоровье. Этот цикл праздников формировался не один век и в той или иной степени дошел до наших дней – хотя и в измененном виде, Сознание того, что человек зависит от природы, от духов и божеств отражается в произведениях народного творчества, плачах и причитаниях. Художественная форма обрядов отразилась в детском фольклоре, колыбельных, пестушках, потешках и т.д.