logo
Ответы на Госы

Я.А. Каменский

Много сил для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии (в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии). Прежде всего утверждал идеи межнационального гуманизма. Он всесторонне изучал жизнь народа, писал его историю, исследовал географию, составлял карту Родины, собирал чешские пословицы («Мудрость предков – зеркало для потомков»). В своей «Великой дидактике» он идет через «Чешскую дидактику», создает труд «О чешской поэзии», в которой воспевает богатство чешского языка и освещает важные вопросы поэтического творчества. Многие десятилетия собирал материал для своего основного труда «Сокровища чешского языка». Ему были дороги народные традиции и обычаи. Великий педагог-гуманист добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Они должны изучать, любить родной язык, устное творчество народа, быть патриотом родной культуры.

Он внимательно изучал народные традиции воспитания, творчески использовав их в создании научной теории педагогики. Эпиграфом к сочинению «Об изгнании из школ косности» взял поговорку «Дело молодых – работать, дело старых – советовать».

По его мнению учащимся школы (пансофической) следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает». Своей жизнью Каменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.