logo
Ответы на Госы

Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением

Обряды родильного цикла существовали тысячелетия. Главный смысл – забота о рождении здорового ребенка и сохранение жизни и здоровья матери.

Забота о ребенке начиналась еще во чреве матери, ее оберегали и налагали ряд запретов:

- контактировать с определенными предметами (веник, хомут, жердь, веревку);

- временные пространственные ограничения (кладбище, строящийся дом);

- в питье, еде (рыбу, заячье мясо, сросшиеся плоды, спиртное);

- социальные (смотреть на все неприметное).

При этом желание (просьбу) беременной женщины нужно исполнять.

Пол ребенка имел большое значение для материального состояния семьи. Для того, чтобы узнать пол, необходимо понаблюдать. Приметы:

- если женщина полнеет – жди девочку;

- если живот округлый – девочка, обостряющийся - мальчик;

При наступлении родов, с роженицей все прощаются. С ней остается лишь бабка – повитуха и муж. Повитуха должна иметь ряд качеств: доброжелательной, не отмывать усопших, не молодой, желательно вдовой, не должна брать деньги за работу.

Муж должен помогать – развязать на ней пояс, дать испить жене из своего сапога, прижимая коленом спину жены. В некоторых местностях, мужья наряжались в жен и брали часть боли на себя, стараясь облегчить роды. Если считают нужным рожать стоя – обводят ее 3 раза вокруг стола (в углах его лежит соль), заставляя держаться за привязанный к брусу кушак. Для облегчения родов, женщину помещали в большую купель, изготовленную из дуба или березы, находящуюся в хорошо истопленной бане. При родах открывают все замки, расплетают волосы, снимают и развязывают украшения.

После благополучных родов, повивальная бабка, обрезала и завязывала пуповину, если считает нужным, правит голову. Мыли младенца в чуть теплой воде, в которую клали серебряные монеты.

Ребенка оборачивали отцовскими портами, старыми рубашками – чтобы был спокойным (оберег и связь между ними). Для красоты его – покрывали материей зеленого цвета.

Кумовьями приглашали из близких родственников (если до этого дети умирали – то первых встречных).

Крещение проводилось натощак на 8 или 40 день с рождения. К крещению кум покупал крестнику крестик, платил священнику, делал подарки родне, одаривал повитуху. Кума – крестильную рубаху, матери – отрез холста. При выходе из дома кум нес мальчика, кума – девочку, по пути на крестины нельзя было оборачивать, громко говорить, спотыкаться.

После крести - поздравление отцу и матери, кумовьям, бабке повитухе. Младенца свивали и клали к матери на расстеленную шерстью вверх шубу. Почти все события и обстоятельства, случившиеся при родах и крестинах, служат тем или иным указанием на будущую судьбу. Счастлив будет ребенок, если он родился в «сорочке», или если девочка похожа на отца и наоборот. Если в день его рождения случилась прибыль.

После крестин повитуха остается в доме еще неделю, 2. Смотрит за ребенком.

Поверья:

- люльку не качают пустой – чтобы спал спокойно;

- не стригут ногти и волосы до года – чтобы рос хорошо;

- не дают смотреться в зеркало – чтобы не запоздал в разговорной речи;

- не метут около него, когда он сидит на полу – чтобы быстро пошел.

Воду после крещения выливали в укромное место, где не ступала нога человека и животного.

При встрече с крестин ребенка клали на вывернутую вверх шубу под которой были предметы-обереги. Младенца клали под образа или печь и обращались к домовому с просьбой принять в дом: «Родной приходи, да смотри, в доме укрепи».

На крестины собирались все члены семьи. Гости приносили с собой подарки. Хозяйкой становилась бабка-повитуха – она накрывала на стол, варила «крестильную кашу» (пшенная каша с петухом или курицей, украшенная яйцами) – ритуальное блюдо – отождествление рождения младенца с плодородием земли, скота. Кашу ставила на стол в горшке, а горшок – в меховой шапке. Первым угощала отца младенца. Обряд включал в себя обязательный сбор денег, служивших наградой повитухе за ее работу.

Художественная форма обрядов отразилась в детском фольклоре (колыбельные, потешки).