Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
Обряды родильного цикла существовали тысячелетия. Главный смысл – забота о рождении здорового ребенка и сохранение жизни и здоровья матери.
Забота о ребенке начиналась еще во чреве матери, ее оберегали и налагали ряд запретов:
- контактировать с определенными предметами (веник, хомут, жердь, веревку);
- временные пространственные ограничения (кладбище, строящийся дом);
- в питье, еде (рыбу, заячье мясо, сросшиеся плоды, спиртное);
- социальные (смотреть на все неприметное).
При этом желание (просьбу) беременной женщины нужно исполнять.
Пол ребенка имел большое значение для материального состояния семьи. Для того, чтобы узнать пол, необходимо понаблюдать. Приметы:
- если женщина полнеет – жди девочку;
- если живот округлый – девочка, обостряющийся - мальчик;
При наступлении родов, с роженицей все прощаются. С ней остается лишь бабка – повитуха и муж. Повитуха должна иметь ряд качеств: доброжелательной, не отмывать усопших, не молодой, желательно вдовой, не должна брать деньги за работу.
Муж должен помогать – развязать на ней пояс, дать испить жене из своего сапога, прижимая коленом спину жены. В некоторых местностях, мужья наряжались в жен и брали часть боли на себя, стараясь облегчить роды. Если считают нужным рожать стоя – обводят ее 3 раза вокруг стола (в углах его лежит соль), заставляя держаться за привязанный к брусу кушак. Для облегчения родов, женщину помещали в большую купель, изготовленную из дуба или березы, находящуюся в хорошо истопленной бане. При родах открывают все замки, расплетают волосы, снимают и развязывают украшения.
После благополучных родов, повивальная бабка, обрезала и завязывала пуповину, если считает нужным, правит голову. Мыли младенца в чуть теплой воде, в которую клали серебряные монеты.
Ребенка оборачивали отцовскими портами, старыми рубашками – чтобы был спокойным (оберег и связь между ними). Для красоты его – покрывали материей зеленого цвета.
Кумовьями приглашали из близких родственников (если до этого дети умирали – то первых встречных).
Крещение проводилось натощак на 8 или 40 день с рождения. К крещению кум покупал крестнику крестик, платил священнику, делал подарки родне, одаривал повитуху. Кума – крестильную рубаху, матери – отрез холста. При выходе из дома кум нес мальчика, кума – девочку, по пути на крестины нельзя было оборачивать, громко говорить, спотыкаться.
После крести - поздравление отцу и матери, кумовьям, бабке повитухе. Младенца свивали и клали к матери на расстеленную шерстью вверх шубу. Почти все события и обстоятельства, случившиеся при родах и крестинах, служат тем или иным указанием на будущую судьбу. Счастлив будет ребенок, если он родился в «сорочке», или если девочка похожа на отца и наоборот. Если в день его рождения случилась прибыль.
После крестин повитуха остается в доме еще неделю, 2. Смотрит за ребенком.
Поверья:
- люльку не качают пустой – чтобы спал спокойно;
- не стригут ногти и волосы до года – чтобы рос хорошо;
- не дают смотреться в зеркало – чтобы не запоздал в разговорной речи;
- не метут около него, когда он сидит на полу – чтобы быстро пошел.
Воду после крещения выливали в укромное место, где не ступала нога человека и животного.
При встрече с крестин ребенка клали на вывернутую вверх шубу под которой были предметы-обереги. Младенца клали под образа или печь и обращались к домовому с просьбой принять в дом: «Родной приходи, да смотри, в доме укрепи».
На крестины собирались все члены семьи. Гости приносили с собой подарки. Хозяйкой становилась бабка-повитуха – она накрывала на стол, варила «крестильную кашу» (пшенная каша с петухом или курицей, украшенная яйцами) – ритуальное блюдо – отождествление рождения младенца с плодородием земли, скота. Кашу ставила на стол в горшке, а горшок – в меховой шапке. Первым угощала отца младенца. Обряд включал в себя обязательный сбор денег, служивших наградой повитухе за ее работу.
Художественная форма обрядов отразилась в детском фольклоре (колыбельные, потешки).
- 27. Классификация коллективов нхт
- Особенности творчества в авторских коллективах
- Клубная художественная самодеятельность
- Исполнительские коллективы
- Творчество – как основная функция художественной самодеятельности
- Сфера досуга.
- Народное творчество в педагогических системах выдающихся новаторов педагогики
- Я.А. Каменский
- К.Д. Ушинский
- А.С. Макаренко
- В.А. Сухомлинский
- Традиционная крестьянская одежда, виды ее украшения как форма народного искусства
- Народное танцевальное творчество
- Художественно-образная система крестьянского жилища и домашняя утварь
- Многообразие и самобытность традиций художественной культуры народов России
- Фольклорный театр и его художественные традиции
- Игровой фольклор
- Детский обрядовый фольклор и фольклор пестования
- Народные календарные праздники и обряды на городской площади
- Явления народного творчества в период индустриализации (рубеж 18-19 вв.)
- Влияние христианской культуры на народное сознание и ее отражение в нхк
- Народная художественная культура как система мифологического сознания
- Мифы и верования древних славян
- Роль реформы Петра I в развитии народной культуры
- Мифология древних славян в творчестве писателей и композиторов
- Историческая школа (кон. 19-нач. 20 вв.)
- Менталитет, национальный характер, национальное самосознание
- Истоки культового зодчества, Строительство храмов
- Фольклор как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества
- Функции художественной самодеятельности
- Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном пространстве
- Фольклор периода Великой отечественной войны
- Региональные традиции певческих стилей.
- Классификация русских народных инструментов (Русская народная инструментальная музыка)
- Народный земледельческий календарь.
- Сущность, структура и функции народной художественной культуры.
- Понятие «Этногенез». Теория этногенеза л.Н. Гумилева.
- Позднетрадиционный фольклор.
- Частушки
- Формы и методы проведения учебных занятий в коллективах любительского творчества
- Становление и развитие отечественной фольклористики
- Понятия «учебный план», «программа курса» - основные составляющие
- Виды мифов. История их изучения
- Понятие «руководитель». Функции руководителя
- Понятие традиции в нхк
- Роль этнических художественных традиций в современном образовании и воспитании
- Малые жанры устного народного творчества. Сказки и несказочная проза
- Исходные понятия нхк: культура, художественная культура
- Понятие «ценности»
- Соотношение понятий: нхк, нхт, фольклор
- Обряды и праздники, связанные с рождением и имянаречением
- Русская свадебная обрядность. Свадебные плачи
- Похоронно-поминальный обряд. Похоронные плачи
- Связь нхк с другими науками
- Художественные традиции в строительстве русских городов
- Методика подготовки и проведения учебного занятия по нхт в разных возрастных группах
- Явления площадной культуры. Синтез и самобытность
- 18 Век был переходным моментом для России, а для ярмарочной площадной культуры стал и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
- Воспитательные традиции народов мира